UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕРЕГ СПАСЕНИЯ

В новом спектакле Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра «Море... Ночь... Свечи...» п...

Автор: Алла Быстрова

В новом спектакле Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра «Море... Ночь... Свечи...» по пьесе современного израильского драматурга Йосефа Бар-Йосефа (перевод С.Шенбрунн), созданном при поддержке посольства Государства Израиль и агентства «Сохнут-Украина», указаны точные координаты места, времени, настроения. По ним и будем сверять ощущения от увиденного. Пьеса написана на автобиографическом материале. Автор вспоминает историю жизни своих родителей, которые в 50-е годы в числе других молодых семей бросали Иерусалим, славившийся суровым соблюдением традиций, и переезжали в Тель-Авив, в котором бурлила жизнь и открывались новые возможности. Главную психологическую проблему, вставшую перед этими людьми, на первый взгляд можно было решить просто — отряхнуть пыль традиций и смело пойти по дороге в незнаемое. Но вот это и оказалось самым сложным — здесь ломались судьбы.

Малая сцена, где играется спектакль, пуста, лишь задник завален нераспакованными вещами — мотив переезда (художник И.Несмиянов), а сценическое пространство обозначено пресловутым «ковриком», на котором актер без всяких дополнительных приспособлений должен быть убедительным. Режиссер спектакля Эдуард Митницкий сосредоточивается на исследовании внутреннего состояния героев, хотя делает попытку и внешне, пластически проиллюстрировать происходящие события, придав им национальный колорит. Географическое определение места событий спектакля эти хореографические вкрапления дают, но воспринимаются как вставные номера. Сюжет разыгрывается по кинематографическому принципу, эпизоды выстраиваются в цепь повествования. Напряженного действия нет, интрига — во внутреннем напряжении героев, которым нужно доплыть до берега спасения, преодолевая штормы великого житейского моря. Долг и чувства — что должно возобладать в отношениях мужчины и женщины? Семья или то, что за стенами дома, для чего создан человек? В чем смысл жизни? Перед решением таких глобальных вопросов бытия поставлены главные герои Ноах (В.Линецкий) и Пнина (Т.Круликовская), приехавшие в Тель-Авив начать новую жизнь. Как накладываются на круг от упавшего в море камня другие круги, так и жизнь Пнины и Ноаха задевают другие жизни. И оказывается Ноах перед выбором, и получается, для него важнее погоня за плотской и бесстыдной любовью соседки Риты (О.Жураковская), чем прочная, нежная и самоотверженная любовь жены. Необъяснима природа человека — неудовлетворенность, желание другой любви, бег за миражами, без оглядки на прошлое, настоящее, все дальше и дальше в открытое море.

Спектакль силен актерскими работами. Особенно искренни Т.Круликовская и С.Орличенко (Эстер), играя схожесть женского отношения к жизни, семье и любви. Тонко передавая пластикой неуверенность в себе, жажду настоящих чувств, надежду на счастье, у актрис появляется даже внешнее сходство сестер. Удача спектакля — образ Миши в исполнении Л.Сомова. Играя безногого инвалида, лишенного возможности самостоятельно передвигаться, актер сосредоточивает весь трагизм роли во внутренней силе переживаний, особенно пронзительно воспринимаются жесты. Исполнение В.Липецкого отличается некоторой поверхностностью — актер пошел, скорее, по внешнему рисунку, и отсутствие внутреннего напряжения особенно контрастирует с психологическим исполнением Т.Круликовской. Ярким эпизодом прозвучала сцена объяснения с Эстер Эфраима в точном эмоциональном исполнении А.Ященко.

Хотя спектакль сделан для малой сцены, актеры не всегда верно используют возможности камерного пространства, излишняя декларативность и открытость посыла способны разрушить интимность рассказа, вспугнуть настроение сопереживания, поколебать веру в сценическую правду. Может быть, для такого моря чувств больше подошла бы основная сцена театра, где зритель смог бы насладиться световыми эффектами, передающими игру и переливы моря, где большее пространство дало бы больше «воздуха» эмоциям исполнителей. Но это из области фантазии, а реальная правда жизни в спектакле отрезвила финалом — смертью Пнины. И подтвердилась, пусть кажущаяся банальной, но такая верная мысль: когда уходит любовь, гаснет жизнь. Об этом спектакль, а еще о том, что не все добираются до своего берега спасения в бушующем «великом море».