UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бенюк назначен худруком франковцев

Новым распорядителем бала в театре на днях назначен Богдан Бенюк. И только ему будут подчиняться биоритмы и административные гири в коллективе. Однако. Царствие земное будет даровано Бенюку лишь на один вечер.

Автор: Олег Вергелис

В Национальном театре имени Ивана Франко - период исторических предвкушений. Исполинская фигура руководителя этого театра, хранителя его вечных ценностей, вот-вот взойдет на сцену… Подобно известному персонажу из "Каменного властелина" Леси Украинки. Новым распорядителем бала в театре на днях назначен Богдан Бенюк. И только ему будут подчиняться биоритмы и административные гири в коллективе. Однако. Царствие земное будет даровано Бенюку лишь на один вечер. В рамках юбилейного гала-спектакля. Где замечательный артист сыграет отца-основателя Театра имени Франко - великого Гната Юру. (Так что заголовок этой заметки примите за запоздалую первоапрельскую шутку).

Еще в январе исполнилось 125 лет со дня рождения Гната Петровича Юры (1888–1966). Как констатируют все энциклопедии "одного из крупнейших деятелей украинского театра". Еще в 1919–1920 гг. он создал "прообраз" Театра имени Франко в Виннице. И впоследствии обустраивал его, развивал. Укреплял ценными кадрами. Выстраивал стратегические социалистические программы. Балансировал на тонком историческом лезвии между почетной грамотой и расстрелом. Пройдя веселейший путь театральных испытаний во Львове, Харькове, Елисаветграде, Виннице, Черкассах, Белой Церкви, других городах, наконец-то, в Киеве (в здании театра Соловцова) он расположился царственно и уверенно. Как подлинный хозяин. Его часто величали "апологетом бытового театра". Но в преломлении на Юру эти характеристики не кажутся упреками. Юра умел поэтизировать быт в самых разных пьесах. И поэтому в разные времена пронзительными были интонации его лучших спектаклей: "Украдене щастя", "Ой, не ходи Грицю", "97", "Калиновий гай", "Свіччине весілля" etc.

Общепризнанно: Юра оказался незаурядным театральным политиком, сумевшим в сталинские годы сохранить сам театр, его лучшие силы. Ради идеологического репертуарного баланса именно он "открыл" для нашей сцены Корнейчука. В нем же постоянно клокотал и какой-то фанатичный коллекционер подлинных артистических талантов. Оные он коллекционировал азартно, с наслаждением, с привкусом. И в его труппе мирно уживались не только многочисленные родственники-артисты, но и великие пришлые: Бучма, Шумский, Добровольский, Ужвий, Пономаренко, Милютенко, Крушельницкий, Копержинская, Ватуля, Яковченко, Чайка. Гарним дядьком был этот добродушный коллекционер! Импульсивным, темпераментным, но внутренне - очень добрым. Частенько листаю старинные мемуары суфлера этого театра Льва Белоцерковского. Он живо описывает некоторые эпизоды "юрского периода": "Гнат Петрович приходил на репетицию с голыми руками, но с горячим сердцем. И лучшие мысли и образы рождались у него на сцене, в непосредственной работе с актерами. Были режиссеры, у которых с первой репетиции вся площадка сцены расписывалась мелом. А Юра только на сцене с помощью актера что-то искал и находил. И тогда начинала действовать его несколько деспотическая натура. И одолевая любое сопротивление, он начинал создавать образ…"

В 1953 году решением свыше главным режиссером его родного театра был назначен Крушельницкий. Но Юра принял этот удар внешне спокойно. Судьба театра для него была важнее личных амбиций. К тому же оставалось актерство. Его великое ремесло. Его потрясающая ипостась. Юра безо всяких натяжек подлинно гениальный народный украинский артист ХХ века. В чем легко убедиться, в который раз пересмотрев экранизацию спектакля "Мартин Боруля" (по пьесе И.Карпенко-Карого). Ничто даже сегодня не выдает в его игре тлена, старомодности, коварства времени. Он по-прежнему увлекает своим мастерством, колоритным характером персонажа. Боруля - одна из коронных его ролей. А ведь были и другие. Такие как бравый солдат Швейк. Герой Гашека выходил на сцену более 400 раз! И Юра обожал этого персонажа, приговаривая: "Его так называемый идиотизм - это только условность, только маска, одетая на умное и хитрое лицо".

Именно в скульптурном образе Швейка Гнат Юра и встречает каждый вечер теперешних зрителей своего
театра - в скверике. И именно лучшие эпизоды из "Швейка" покажет на юбилейном гала-представлении в честь Юры - Богдан Бенюк. Которому, повторюсь, предстоит перевоплотится (8 апреля) и в героев разных пьес, и в образ самого Гната Петровича…