UA / RU
Поддержать ZN.ua

Белые пятна в сумерках ночи. Художник Александр Якимченко: странное путешествие сквозь время

В 2008-м исполнилось 130 лет со дня рождения художника Александра Якимченко, нашего земляка, родившегося в Нежине...

Автор: Надежда Онищенко

В 2008-м исполнилось 130 лет со дня рождения художника Александра Якимченко, нашего земляка, родившегося в Нежине. Этот живописец искал себя в химерических узорах импрессионизма, в начале ХХ века его имя звучало громко… Но в середине ХХ века — во время Второй мировой войны — архив художника был утрачен. А на месте московского кладбища, где он был похоронен, выстроили новый микрорайон. В 1986 году по инициативе его дочери Людмилы Александровны некоторые работы были выставлены в Центральной научной библиотеке Всероссийского театрального общества.

В начале ХХ века художники познавали мир через символы. Интеллектуал А.Бенуа, живописец чистой воды Ф.Малявин, меланхолик, воспитанный на парижских импрессионистах, В.Борисов-Мусатов пришли на смену моралистам-передвижникам, русским интеллигентам ХІХ века.

«Свидание»
Объединившись в 1898 году вокруг журнала «Мир искусства», молодые художники принесли в живопись вкус европеизма. Они предлагали фрагменты трепетной жизни, отражая на полотне мимолетное мгновение, впечатление: выражалась действительность, предварительно не постигнутая разумом. Среди этих фигур и Александр Георгиевич Якимченко, чье творчество было лишено внешнего блеска и вместе с тем наполнено настоящей симпатичностью.

Родился он в 1878 году в Нежине в семье мещанина, слепого, и француженки-гувернантки. В 1896 году семья переезжает в Москву, где Александр заканчивает Строгановское училище. Как одного из лучших учеников его направляют за границу. Он живет в Париже, работая художником у Жирардо и Прине, выставляется в салоне на Марсовом поле. В мастерской Е.Кругликовой Якимченко учится искусству гравюры. Здесь знакомится с Максом Волошиным, который и вводит молодого живописца в круг художников, ищущих новые творческие пути.

Вернувшись в Россию, Яким­ченко выставляется вместе с членами объединения «Мир искусства». Его французские впечатления, отраженные акварелью, карандашом и маслом, оседают тихим покоем «На берегу залива», переливаются сезанновской игрой света на предмете в «Маленькой бухте». Художника влечет Бретань, суровая ласковость которой была посредницей между Россией и Парижем. Он вырывается туда при первой возможности в 1910—1913 гг., в 1919 г. и создает целый «Бретонский цикл». Подмосковные, калужские пейзажи этого периода отмечены теми же импрессионистической прозрачностью воздуха, вибрацией жизни и вместе с тем трезвым и точным глазом, воспитанным в «Весах».

Уже в первом номере «Ве­сов» за 1904 год появляются виньетки, концовки, подписанные «А.Я-ки», рядом с заглавным рисунком Л.Бакста, виньетками К.Сомова, бар. Клодта, М.Волошина, Н.Филянского. С 1905 года каждый номер «Весов» готовит какой-то один художник. Так, второй оформил В.Борисов-Мусатов, автором восьмого был Н.Рерих, объединенного девятого—десятого — А.Арапов. А седьмой номер полностью иллюстрирует А.Якимченко. Он пытается связать обложку и виньетки с наборными элементами. Для его работ характерна узорчатость и подчеркнутая плоскостность черных заливок тушью, чередующихся с белыми пятнами незакрашенной бумаги. Это будто белые пятна в сумерках ночи. Эти графические приемы Якимченко использует в оформлении детских книжек «Никита Кожемяка» и «Кочеток и курочка», издан­ных в 1910 году издательством «Кнебель». Колорит каждой иллюстрации построен на нежном, приглушенном сме­шении красок — розовых, голубых, светло-зеленых, создающих декоративность. Это так называемый нео­рус­ский вариант модерна, основанный В.Поленовым и И.Билибиным.

В 1907 году Якимченко выставляется вместе с художниками московского общества имени Леонардо да Винчи. Его работы в этой выставке «афиш, акварелей, рисунков и молодых» критик П.Муратов называет подражанием В.Борисову-Мусатову. По-видимому, в какой-то мере Якимченко использовал творческий опыт этого художника и его цветовую гамму. Это особенно заметно в пейзаже «Нескучный сад».

После двадцати лет творческих поисков Александр Яким­ченко на новом витке снова выражает себя в трепетном дыхании импрессионизма.

Он путешествует по России. Работы «В селе», в «Церкви Святого Иоанна-Воина на Якиман­ке», в «Рязани», «На окраинах Петрограда» отмечены чеховской сквозной прозрачностью камерного человеческого мира, который художник пытается защитить от наступающего урбанизма. Это опасение еще ярче заметно в серии линогравюр «Город», изданных в 1921 году отдельным альбомом. Как у М.Добужинского, улицы, дома, дворы имеют у Александра Якимченко свое лицо, сохраняют отпечаток человеческой сущности.

В последние годы жизни Александр Якимченко создает серию офортов-вос­поминаний о своих зарубежных поездках. Патриархальная красота Бретани, готическая архитектура Брюгге и Гента предстают перед нами причудливыми и таинственными. Александр Якимченко демон­стрирует эти работы на выставках в Москве, Ленинграде, Перми, на первой русской художественной выставке в Берлине в 1922 году, на XIV международной выставке искусств в 1924-м в Венеции, на международной выставке художественно-декоративного искусства в 1925 году в Париже. С 1918-го по 1929 год он принял участие в 21 выставке.

Реалист, владеющий орнаментальным даром и чувством своего технического приема, мастер, перешедший к новым темам повседневности и именно в этой повседневности увидевший красоту труда по восстановлению народного хозяйства. Так оценили творческое наследие живописца и графика на посмертной выставке в 1929 году.

Потом имя художника было забыто... Этой фигурой в конце 80-х заинтересовались нежинские краеведы Иван Костенко и Александр Морозов. В 1991 году именно через А.Морозова дочь художника подарила 75 сохраненных работ городу, где родился и вырос ее отец. После двух выставок в 1995 году в Киеве коллекция заняла достойное место в художественном отделе Нежинского краеведческого музея.