UA / RU
Поддержать ZN.ua

Белорусская тайна

Я, например, не могу похвастаться обширными знаниями о белорусской культуре, поэтому мне было особ...

Автор: Ксения Владимирова

Я, например, не могу похвастаться обширными знаниями о белорусской культуре, поэтому мне было особенно интересно побывать на выставке белорусских художников «Балота Empire», которая будет работать в Центре современного искусства при НаУКМА до 20 февраля. И проект не разочаровал. Он стал не только художественной акцией, но и акцией идеологической, в хорошем смысле этого слова, просветительской. Это попытка художественно выразить самоощущение белорусской нации, попытка изучения коллективного бессознательного этого народа. Выставка включает работы четырех авторов: Артура Клинова, Руслана Вашкевича, дуэта Владимира Цеслера & Сергея Войченко — и посвящена памяти недавно умершего Сергея Войченко. Ольга Коваленко, куратор выставки, прокомментировала центральную тему экспозиции таким образом: «современные отечественные историки, философы, культурологи, изучая феномен белорусской ментальности, неоднократно отмечали, что она прячет в себе архетип болота». Болото — зыбкая, коварная субстанция; с виду спокойное и, безусловно, очень красивое, оно не подвластно внешним изменениям — затягивает и переваривает любое инородное тело. Кажется, именно «людьми на болотах» видят себя современные белорусы.

Выставка меня вполне убедила, к сожалению, что партизан — это alter ego белоруса. Таково мнение Артура Клинова, автора ироничной инсталляции «Передвижной партизанский бутик», которой более соответствует наименование second-hand. В этом бутике выставлены на продажу подержанные вещи разных эпох — советской, постперестроечной, периода незалежности. Некоторые из них в свое время представляли большую ценность, но на новом витке истории они превратились в мусор. Это кустарные поделки по сниженным ценам: спички, тефлоновые сковородки с наклейками, изображающими обнаженных Ев и Лед эпохи Возрождения, порнографические журналы, самогонные аппараты, открыточки, портреты вождей etc.

Из работ Руслана Вашкевича особенно запомнилось великолепное настенное панно — продолжение партизанской темы — «Партизанская мадонна». Оно помещено в изысканную рамку и изображает милую женщину с кудряшками и неумело прикуренной сигареткой.

Дом типичных граждан воссоздан в соломенной инсталляции Артура Клинова «Сладкая соломенная жизнь». Кровать, телевизор, трюмо, люстра — все стандартно. Возможно, некоторые увидят здесь «болотную апатию» жизни, но мне кажется, солома спровоцировала ощущение домашнего уюта, тепла, радости семейного очага и прелестей сеновала.

Эстетизированная еда, яства и брашна, приобретающие космические размеры, когда все кажется съедобным, представлены в работах «Тутэйшыя деликатесы» Владимира Цеслера&Сергея Войченко. Изображенные предметы в основном превращаются в мясные продукты: груша обернута лакомой мясной корочкой, вместо скрипки в футляре лежит еще «шкварчашая» баранья нога, а на тонких ножках роз вместо бутонов царицы цветов — пельмени.

Думаю, если бы поэт Н.Некрасов жил в наше время, он жаловался бы не на лубочного «милорда глупого», а на блокбастеры «Девять с половиной недель» или «Молчание ягнят». Именно так называются коврики В.Цеслера&С.Войченко «Голливудские веселухи (русская версия)». Эти авторские «народные картинки» — рецепция художниками небольшой страны феномена империй — «развлечений» Америки-Голливуда и России-Москвы, «самой богатой столицы». Как и народный лубок, эти картины создают атмосферу игры, побуждая зрителя понять посланные им затейливые знаки.

Один из самых замечательных экспонатов выставки — сундук В.Цеслера&С.Войченко под названием «Скарб». Изображенные на его стенках обнаженные женщины, как сфинксы, охраняют сокровища, вязь из разноязычных слов напоминает загадочные заклинания-пароли, которые надо было непременно знать, чтобы проникнуть в святая святых. В изысканный ажур фрагментов изображений вплетены и портреты XVII—XVIII веков из Несвижской коллекции князей Радзивиллов, классика белорусского искусства. Но заповедный сундук оказывается запертым, окованным железом, и какие сокровища он хранит, остается загадкой.

Каким же обычному посетителю выставки, имеющему весьма туманное представление о менталитете жителей Белой Руси, видится типичный белорус: партизан, живущий либо на болоте, либо в соломенных хижинах, в кулинарии предпочитающий мясо, которое он покупает в передвижном бутике, где он также время от времени прикупает майки с надписью Ne cafe, Che и Leninburg и популярные лубочные картинки «Голливудские веселухи» о самой богатой столице Москве, но есть у этого хитрого белоруса загадочный сундук, где хранятся сокровища...

Это, конечно, шутка, но на подобную резвость провоцирует сама выставка, смеющаяся над многим и многими, зараженная «пафосом» иронии и партизанщины, но, к сожалению, как мне показалось, не пафосом нашедшего и победителя, А как бы хотелось узнать, что там спрятано в «скрыне» белорусов!