Мы уже давно отвыкли от вида очередей: к счастью — к прилавкам магазинов, к сожалению — на художественные выставки. Огромные толпы желающих увидеть сокровища гробницы Тутанхамона, шедевры западной живописи из коллекций Арманда Хаммера или барона Тиссен-Борнемиса — все это в прошлом. Понимаешь, что сегодня если бы и экспонировались подобные выставки, то вряд ли они вызвали бы такой неуемный зрительский ажиотаж. Наше время выдвигает (так и хочется сказать — увы) другие культурные приоритеты. Однако очередь на выставку картин из собрания своего родного музея — Национального художественного, мне все-таки увидеть довелось. Правда, не здесь, в Киеве, а в Италии, в городке Кальдоньо.
В день ее открытия посетители терпеливо стояли, чтобы попасть в зал старинной виллы и увидеть полотна, привезенные из Украины. «Беллиссимо!» — слышали мы не только из уст специалистов-искусствоведов, но и простых рабочих, которые распаковывали и развешивали работы. «Беллиссимо!» — произносили и пришедшие на пресс-конференцию журналисты. C такими возгласами обращались к смотрителям залов посетители (что, кстати, не принято в Италии), выплескивая на них свое чувство восхищения.
Выставка «От пространства к свету. Украинская живопись 1890—1917 годов» проходила в Кальдоньо, расположенном на севере страны, в предгорьях Альп. Город находится в семи минутах езды от древней Виченцы, где, пожалуй, нет улицы, на которой не стоял бы дом, построенный выдающимся архитектором Возрождения Андреа Палладио. В получасе езды — знаменитая Падуя, известная фресками Джотто и Мантеньи, университетом, в котором учился Коперник, город, где похоронен Петрарка… В часе езды от Кальдоньо — Венеция, по словам Гете, «мечта, сотканная из воздуха, воды, земли и неба» и, конечно же, камня…
Кальдоньо также имеет и свою многовековую историю, и свой архитектурный ансамбль. Это — вилла, построенная в 1565 году по заказу благородной семьи, имя которой и дало название городу. Архитектором ее был Андреа Палладио, воздвигнувший в окрестностях Виченцы не один загородный особняк. Поднявшись по кирпичной лестнице, попадаешь в залы, стены которых от пола до потолка занимают фрески. Более ранние из них — XVI века — выполнены Джованни Антонио Фазоло и Джованни Батисто Дзеллини, росписи XVII века принадлежат кисти Джулио Карпиони.
В мир итальянской живописи эпохи Возрождения удивительно органично вошли произведения украинской классики. «Жница» Николая Пимоненко — крестьянка с загадочной улыбкой Джоконды, соответствует идеалу женской красоты, воплощенной в образах прекрасных благородных дам: в ней та же стать и удивительная внутренняя гармония. Выразительные темные силуэты «Парижанок» Александра Мурашко и героини его полотна «На катке» гармонируют со строгими формами одежд блестящих ренессансных кавалеров, с пластичным изяществом их фигур. И даже заснеженный домик на тихой киевской окраине, запечатленный Сергеем Светославским, по сдержанности своей цветовой гаммы близок к фрескам и создает свою гармонию с теплой южной природой, изображенной итальянскими мастерами. Но самое удивительное, насколько органичным в пространстве искусства Возрождения оказалось полотно «Мост. Севр» Александры Экстер — крупнейшей представительницы авангарда. Кубистические формы картин — строгие и грациозные, его прозрачная, легкая, почти акварельная живопись, с благородными градациями серо-серебристых и голубых тонов, органично соотнеслась с живописным строем фресок. В этом сопоставлении эпох острее начинаешь воспринимать работы украинских мастеров. Глядя на картину Экстер сквозь анфиладу залов, словно сквозь призму ренессансных росписей, понимаешь, что ее композиция организована так же, как на картинах мастеров Кватроченто — вверх и фронтально. Осознаешь, как умело соединяет художница в своем творчестве высокие традиции искусства прошлого с утверждением новых живописных форм, адекватных началу электродинамического ХХ века.
В аспекте взаимосвязи европейских традиций и украинской культуры воспринимались на выставке и две небольшие работы Федора Кричевского — «Беатриче», написанная в Италии (1911) под впечатлением искусства прерафаэлитов, и «Головка девочки», созданная в Украине (1906—1907) и воплотившая яркие национальные черты. Выразителен в своей пластической завершенности тонкий женский профиль, напоминающий старинные камеи. Наделенный почти неземной одухотворенностью образ прекрасной флорентийки Беатриче, воспетой великим Данте, тяготеет к литературной ассоциативности, символизму. И рядом — такой живой взгляд детских глаз из-под по-крестьянски надвинутого на лоб вытканного руками народных мастериц красного платка…
Общеевропейское и национальное — эти два начала обусловили не только выбор экспонатов для выставки, они — основополагающие факторы, определившие развитие украинской живописи конца XIX — начала XX века. Это было время, когда разнообразные художественные течения охватили весь мир — импрессионизм, модерн, кубизм, футуризм… Не обошли они стороной и Украину. Ее художников вдохновляли те же проблемы поиска новых путей осознания реальности, выявления декоративной красочности мира, глубинной сущности его бытия. На смену передвижническому критическому анализу пришел поэтический синтез, иллюзорность — обобщение, будничность серо-коричневых красок уступает место солнечной яркости колорита. В таком движении к новой художественной образности украинские мастера создавали свои варианты европейских стилей, в которых достижения западной культуры ассимилировались с традициями национального искусства как профессионального, так и народного, имеющего свои незыблемые устои.
На выставке были представлены мастера нескольких поколений. В постижении свето-пространственных законов живописи каждый из них шел своим путем. Так отправной точкой для корифея пейзажного жанра Сергея Васильковского стало творчество французских мастеров — представителей барбизонской школы, одними из первых обратившихся к непосредственному изображению родной природы, света и воздуха. Для Николая Пимоненко и Сергея Светославского новации в решении пленера воплотились в усилении декоративных основ живописи. Петр Левченко и, особенно, Николай Бурачек в воссоздании световоздушной среды опирались на метод импрессионистического мировидения, вводя в пространство своих пейзажей определенный фактор времени — мгновение. Импрессионистическая этюдность и декоративность модерна прослеживаются в наполненных экспрессией форм и красок полотнах Абрама Маневича. Эти черты присущи и картинам одного из крупнейших мастеров украинской живописи начала ХХ века Александра Мурашко. Художник нашел свою меру реальности и условности в свето- и цветопространственном соотношении природы и человека. Свет на его полотнах часто выступает главным героем, определяющей образной доминантой, приобретая не только цветовой эквивалент, но и духовную силу. Не случайно «лицом» выставки стала его работа «Прачка» (она изображена на обложке каталога, афишах). В ней горячий солнечный свет, вступая в контакт с яркими контрастами цвета, рождает ощущение пульсации пространства. Поистине, цветопись здесь переходит в светопись.
Свое пространство, где мир отождествляется с космосом, где цвет наполнен энергией и динамизмом, где предметные формы приобретают геометрическую знаковость, создают в начале ХХ века Александра Экстер, Давид Бурлюк, Александр Богомазов. Они принадлежат к тем художникам, бунтарям-авангардистам, которые, отрицая старое, смело шагнули к познанию глубинной сущности мироздания. Они — представители кубофутуризма (направления, рожденного в Украине и России), соединившие в своем творчестве конструктивизм и идею архитектоники французского кубизма с безудержной динамикой итальянского футуризма. К этому добавилось умелое использование народных национальных традиций, которые стали живительным источником в поисках форм и цвета.
Александра Экстер, Давид Бурлюк, Александр Богомазов как и Александр Мурашко, Абрам Маневич, были теми, кто вводил украинское искусство в контекст мировых художественных процессов начала ХХ века. Выставка представила и других мастеров, своим творчеством приобщавших Украину к широкому культурному миру. Этому способствовало не только их самобытное искусство, но и поездки за границу, участие в международных выставках. И если для знакомства с живописными новациями были хороши Париж и Мюнхен, то для изучения наследия прошлого всегда на первом месте стояла Италия.
Замечательно, что сегодня есть люди, пытающиеся продолжить (или возродить) взаимосвязь между нашими странами. Идея выставки, ее организация принадлежат Франческе Ломастро, удивительной женщине, страстно влюбленной в Украину, ее культуру. Эта маленькая, хрупкая бывшая школьная учительница взвалила на свои плечи огромную ношу — создала фонд «Иль Понте — Міст», занимающийся оздоровлением и лечением украинских детей, преимущественно сирот. Фонд передает детским больницам медицинское оборудование, гуманитарную помощь. Однако в сферу интересов синьоры Франчески входят и вопросы культуры — она организовала в Виченце ряд конференций, посвященных Украине. И выставка — не просто демонстрация произведений искусства, это — презентация Украины. В рамках выставки проходили концерты классической украинской музыки, лекции о нашей стране, ее искусстве. В Кальдоньо приезжают люди из разных уголков Италии, чтобы посмотреть, узнать и лучше понять Украину — государство, расположенное в центре Европы.