UA / RU
Поддержать ZN.ua

Басы, баритоны и сопрано — в финале конкурса Крушельницкой

Возрождение Львовской национальной оперой Международного конкурса оперных певцов имени Соломии Крушельницкой после десятилетней паузы - красноречивое свидетельство того, что в оперном мире Украины наступили динамические времена.

Автор: Ольга Стельмашевская

Действительно, этот жанр переживает в нашей стране ренессанс: едва ли не еженедельно происходит нечто знаковое - оперный форум, громкая премьера или международный конкурс. В пятом конкурсе им. Соломии Крушельницкой был 41 участник, - это оперные певцы и певицы в возрасте до 35 лет из Украины, Армении, Польши, Беларуси, Венгрии. В финал вышли только украинские исполнители - басы, баритоны и сопрано. Тенора и меццо-сопрано отсеялись на предыдущих турах.

Соревнования проходили в три тура. В первом туре участники пели арии в сопровождении фортепиано, во втором - оркестра. Особенностью конкурса является то, что в последнем, третьем туре 10 конкурсантов выступали в операх, которые есть в репертуаре театра, и получили возможность защищать свою профессиональность как непосредственные герои спектакля. Это невероятный вызов для молодых оперных певцов и певиц, ведь к спектаклю была возможность подготовиться только после одной утренней репетиции.

Руслан Литвин

Конкурсантов оценивало первоклассное жюри профессионалов из Австрии, Украины, Польши, Германии, Словакии и Молдовы: солистка Венской оперы Виктория Лукьянец (председатель жюри); главный дирижер Львовской национальной оперы Михаил Дутчак; солист Национальной оперы Украины Александр Дяченко; заведующий кафедрой оперной академии Национальной оперы Варшавы, председатель Международного вокального конкурса им. Станислава Монюшко Беата Клатка (Польша); солистка Львовской национальной оперы Светлана Мамчур; солистка Польской Королевской оперы Ольга Пасечник (Украина-Польша); пианист, преподаватель пения, художественный советник Эйтан Пессен (Германия); главный режиссер Национальной оперы Украины Анатолий Соловьяненко; главный дирижер Национального театра оперы и балета Молдовы им. Марии Биешу Андрей Юркевич (Украина-Молдова); директор агентства ASART Славомир Якубек (Словакия); режиссер, оперный певец Тарас Ризняк.

Призовой фонд конкурса соответствовал международным стандартам. Гран-при (10 тыс. долл.) и приз зрительских симпатий получила львовянка Мазур Марьяна (сопрано) - артистка хора Львовской оперы. Первую премию (5 тыс. долл. каждая и звание лауреата) получили Чабаранок Роман (бас-баритон) и Коваль Руслана (сопрано), вторую (2 тыс. долл. каждая и звание лауреата) - Тишков Владимир (бас) и Литовченко Дарья (сопрано), третью (3 тыс. долл. каждая и звание лауреата) - Винник Святослав (баритон) и Алексеева Юлия (сопрано), четвертую (2 тыс. долл. каждая и звание лауреата) - Евдокименко Игорь и Мельник Виктория (сопрано). Дипломант конкурса - Дробит Степан (баритон) получил приглашение выступить на сцене Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко и Силезской оперы в г. Битом (Польша). Лашко Виталий (баритон) получил приглашение выступить в спектакле Львовской национальной оперы. Специальный приз от члена жюри Эйтана Пессена - участие в вокальных мастер-классах в городе Душники-Здруй (Польша) в феврале 2020 г. - получил Святослав Винник.

Руслан Литвин

Член жюри, солистка Польской Королевской оперы Ольга Пасечник говорит: "После такой большой паузы возродить международное реноме конкурса в стране, где продолжается война, очень трудно. Поэтому я ценю все усилия, которые приложили тут, на месте, и организационный комитет, и дирекция Львовской оперы, и сами артисты, и оркестранты, и дирижеры - все вокруг. В течение трех дней сыграть, спеть пять опер, практически в полном составе, - непросто. Где в мире могут себе такое позволить? Ведь это очень дорогое дело. Здесь это удалось. Другое дело - что мне иногда очень хотелось бы, чтобы качество всего, что я слышу и вижу, было таким высоким, как этого достойно это место - Львовская опера. Когда смотришь на этих молодых людей, видишь, что у них всех есть нечто неповторимое. В течение этих нескольких дней мы пытались увидеть в каждом то, что его/ее отличает от остальных, чтобы случайно не прозевать, не упустить из виду настоящего музыканта, настоящий талант, потому что голос - это еще не все. Голос - это не только инструмент: надо всегда внимательно слушать, умеем ли этой игрой на этом инструменте задевать чье-то сердце, привлекать внимание и душу. Публика часто реагирует на верхний или громкий звуки. Для тех, у кого нет соответствующего образования, эти внешние вещи, лежащие на поверхности, играют более важную роль, чем то, какая субстанция есть в этом пении и в голосе. И я очень рада, что большинство состава жюри пыталось отыскать музыканта, кого-то, кто мог бы прежде всего своим артистизмом, своим умением владеть голосом - зацепить. Каждый из лауреатов по-своему является победителем - для себя. Надо всегда помнить, что конкурс - это конкретный день, состояние исполнителя, репертуар и время. Иногда звезды складываются в такой пазл, что сегодня они засветились ярко для того, кто, возможно, даже не ожидал этого".

Руслан Литвин

Возрождение и проведение Международного конкурса оперных певцов им. Соломии Крушельницкой на очень высоком организационном уровне, что отметили как представители международного жюри, так и сами конкурсанты, стало еще одним реализованным пунктом программы генерального директора, художественного руководителя Львовской национальной оперы Василия Вовкуна "Украинский прорыв": "У каждого государства есть свои известные певцы, которыми оно подчеркивает свою принадлежность к высокому искусству - именно оперному или классическому. И, конечно, в Украине есть такие известные имена, одно из них - Соломия Крушельницкая. Певица мирового масштаба, а присвоение ее имени подчеркивает концептуальность этого Международного конкурса вокалистов. Мне дважды выпала честь, возможность или, собственно, миссия восстанавливать этот конкурс: впервые - когда я был в каденции министра культуры Украины, и сейчас, через 10 лет, когда возглавил Львовскую оперу. Зная, что этот конкурс должен проходить стабильно, хотя бы каждые три года, я вновь инициировал разговор о том, что ненормально - пропускать целых 10 лет и не проводить это оперное соревнование. Таким образом мы восстановили конкурс, и слава Богу!".