UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАМБУКОВЫЕ АЭРОДРОМЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Во времена второй мировой войны на одном из островов Океании американцы построили военный аэродром...

Автор: Сергей Грабовский

Во времена второй мировой войны на одном из островов Океании американцы построили военный аэродром. Боевые действия закончились, летчики и обслуга аэродрома возвратились на родину, оборудование было демонтировано и вывезено. Прошло несколько лет. В условиях послевоенного кризиса европейцы на острове не появлялись. А когда к нему подошло наконец-то судно, взорам изумленных моряков предстала необычная картина. Островитяне усердно поддерживали в рабочем состоянии взлетно-посадочную полосу. На ней стояли самолеты. По сторонам взлетно-посадочной полосы расположились ангары. Возвышался командный пункт. А сам аэродром был надежно огражден высоким забором.

Одна только особенность: все было сделано из бамбука. С соответствующей этому материалу способностью функционировать. Но! Для островитян все это были не игрушки. Полинезийцы всерьез верили, что они создали нечто, не уступающее по своим качествам оригиналу.

Эта история живо вспоминается, когда в редкие свободные минуты натыкаешься на каком-то канале украинского телевидения на очередную новинку. Вроде бы и ведущие одеты стильно, и говорят, не умолкая, и видеоряд подобран неплохо, и об интересных проблемах вещает телеэкран - а все равно получается бамбуковый аэродром. Поскольку оригинал находится за пределами Украины, а нам предлагают нечто, копирующее его вплоть до ошибок. Но неработающее.

Вот включаешь спозаранок канал «Интер», а тебе предлагают «крутую» передачу «Утречко». С Русланой Пысанкой в роли ведущей. И с рубриками, соответствующими названию - «Подробненько», «Музычка», «Погодка», «Былое-пчхи». С обязательными «приколами» в прямом эфире. С ностальгическими оформленными римейками песен времен «развитого социализма». С комментарием исторических событий, то ли выдержанным в лучших традициях советских учебников, то ли содержащем грандиозные «открытия». (Не выдержу, приведу примеры - оказывается, Чехословакия в 1938 году не смогла сопротивляться Гитлеру из-за того, что Польша не пропустила Красную армию на помощь чехословакам! Как будто правительство Бенеша и большинство народа страны не боялись больше, чем Гитлера, лично товарища Сталина, только что раскрутившего мясорубку «большого террора» и готового, согласно официальной партийной доктрине, экспортировать революцию в Европу… И об «открытиях». Оказывается, древняя Тьмутаракань была в Крыму. А мы-то думали - на Кубани. И тому подобное).

Результат? Прогнозируемый. Даже Руслана Пысанка потеряла свой шарм - стоило ей заговорить на превосходном русском языке, как сразу неизвестно куда исчез ее «щиро украинский» типологический образ. А как же иначе? Идя проторенным путем известных московских «Времечка», «Сегоднячка» и иже с ними, ничего, кроме бамбукового аэродрома, не создашь.

Да и то - российский телекритик Ирина Петровская, женщина острого и тонкого ума, постоянно в своих статьях нападает на те же самые «Времечко» и «Сегоднячко» за… вторичность приемов, вульгарность, навязчивость в подаче материалов, неизжитую «совковость» и тому подобное. Что имеем на нашем телеэкране? Повторение пройденного в Москве. Но если оригинальный вариант оказался бескрылым, то полетит ли его бамбуковый дублер?

Впрочем, все это можно было бы свести к шуткам, если бы, говоря философским языком, за фактами не стояли определенные сущности. А именно - то, что называют постколониальным синдромом». Известный исследователь этого феномена Франц Фанон, в частности, отмечал: принимая навязанную империей систему ценностей, человек вступает с собственным образом в конфликт - до полного отторжения любой позитивной самооценки. Человек начинает ненавидеть и презирать самого себя, пытается полностью уподобиться имперским образцам поведения и тем самым углубляет собственное унижение и порабощение. Долгие годы после обретения номинальной свободы среди населения независимого государства существует (а иногда и доминирует) стремление стать как бы «коллективной тенью» своего былого «старшего брата».

Особенно опасными для общества являются проявления «постколониального синдрома» среди социальной элиты. С одной стороны, возникают истерически-завышенные самооценки («мировая цивилизация зародилась на нашей земле!»), которые навязываются основной массе населения в качестве якобы единственного противоядия от влияния бывшей метрополии; с другой стороны, расцветает комплекс социокультурной неполноценности, вторичности, неспособности к самостоятельному осмысленному (как говорят философы, «целерациональному») действию. Последнее, увы, в нашем обществе встречаешь столь часто, что привыкаешь к нему.

Собственно, в чем дело? В том, что искусство - это ответственность, как написал 80 лет назад тогда еще не всемирно известный Михаил Бехтин. А телевидение - это по своей сущности все-таки искусство. Зачем же пенять на неспособность политиков к самостоятельным действиям, если отечественное телевидение вовсю, желает того или нет, но утверждает в качестве нормы такое бегство от самостоятельности бытия («само-бытности»)? Даже в названии передачи.