UA / RU
Поддержать ZN.ua

AVE Marija! Над киевской обителью Заньковецкой снова занесен дамоклов меч

Неуютно нынче культочагам в центре столицы. То рейдеры, то строители, то иная напасть. По-прежнему в эпицентре тревоги — судьба знаменитого Дома-музея Марии Заньковецкой (ул. Красноармейская, 121).

Авторы: Наталия Гончаренко, Валерий Томазов

Неуютно нынче культочагам в центре столицы. То рейдеры, то строители, то иная напасть. По-прежнему в эпицентре тревоги — судьба знаменитого Дома-музея Марии Заньковецкой (ул. Красноармейская, 121). Уже сегодня его берет в плотное кольцо известное казино (со стриптизом). Стены этого дома-музея разрисовывают любители граффити (иначе как вандализмом это и не назовешь). А совсем недавно по окнам музея стреляли резиновыми пулями… Это при том, что рядом находится милицейский пункт. И, конечно же, просто преступлением перед потомками станет строительство очередной безликой многоэтажки на месте священного уголка национальной культуры — в чудом уцелевшем зеленом уголке вокруг музея. Возможно, многие просто не ведают, что значат для истории культуры эти места?

Когда-то в зените своей славы Заньковецкая отказалась от заманчивых предложений петербургских и московских театров только ради того, чтобы в Украине существовал свой национальный стационарный театр. Актриса прошла нелегкий путь. Выступала в неприспособленных холодных помещениях, вокзалах, сараях. Подорвала здоровье. Это актриса, перед которой преклонялись Чайковский, Чехов, Толстой…

И именно сегодня в независимой Украине память о ней нуждается в защите.

Мария Заньковецкая
Над киевской усадьбой Марии Заньковецкой постоянно висит дамоклов меч: алчные глаза застройщиков видят тут не уютный зеленый уголок, а лакомый «шмат» — строительную площадку в самом центре Киева. Один проект сменяет другой. Будет ли этому конец? Ведь и дом-музей, и зеленый островок около него — остаток бывшего приусадебного участка, — целостный мир, в котором жила и творила гениальная украинская актриса, рождался и развивался украинский театр. Это своеобразный «зеленый автограф», оставленный городу на добрую и, надеемся, долгую память.

Мария Константиновна переехала на постоянное место жительства в Киев в 1918 году. И поселилась в доме по улице Большой Васильковской (ныне Красноармейская, 121), принадлежавшем ее родственнику Владимиру Георгиевичу Карнаухову. Здесь актриса прожила до самой смерти. И все это время липы, старый каштан, яблони прожили вместе с ней. Рядом с ними появились саженцы, которые актриса посадила собственноручно. Все знали, что Заньковецкая любила цветы. В доме цветы были везде — в вазах, на жардиньерке. Засушенные полевые букетики (особая любовь актрисы) приколоты к вышивкам, коврам. Однажды после спектакля кто-то преподнес вазончик с ростком белой (любимый цвет) сирени. Этот росток актриса посадила у дома, и со временем он превратился в прекрасный сиреневый куст с душистыми гроздьями цветов. Каждый гость Марии Константиновны уходил от нее с роскошным букетом сирени. Такая была у нее традиция.

Если бы мы могли совершить путешествие во времени, то, очутившись в саду на Большой Васильковской, 121, тогда, когда там жила актриса, увидели бы, что дом окружает сад, в котором угадываются черты старинной малороссийской усадьбы: кустарники и цветы растут свободно и естественно.

В Заньках, в Нежине, в Жердовке и в последнем доме Заньковецкой на бывшей окраине Киева «образ» усадьбы почти не меняется. Как писала одна из биографов: «обложенный кирпичом домик, стоящий среди зеленого чистого дворика, рядом — сад». И всегда есть своя «изюминка» — или терраса (как в Жердовке), или ставок, окруженный тополями (как в усадьбе родителей), или дикий, запущенный уголок сада с непроходимыми зарослями терновника, почти как в гоголевском «Вие». Разумеется, это не английский парковый дизайн (хотя общие черты есть) — это часть украинской природы, необычайно романтической и загадочной. Имя Гоголя здесь упоминается не зря: романтизм и мистика ходят по усадьбе Заньковецкой рука об руку. И сама она вроде бы уже не столько хозяйка, сколько неотъемлемая часть этой природы: поет песни цветам, собирает травы, разговаривает с птицами. В этих таинственных беседах рождаются образы великой актрисы. И вот та превращает слепую мать из «Уриэля Акосты» в раненую птицу с такой же, как у раненой птицы, походкой… Пронзительная метафора.

Дом Заньковецкой всегда был пристанищем актерского братства. Так сказать, аналогом «Марусиного куреня» в Жердовке. Тут бывали Садовский, Кропивницкий, Саксаганский, Марьяненко, Хуторная, Ужвий.

Здесь постоянно жили Борис Романицкий, Татьяна Садовская. Лучшие голоса Украины — Иван Козловский, Михаил Донец, Оксана Петрусенко звучали на музыкальных вечерах Заньковецкой.

Имя Ивана Козловского особо значимо еще и потому, что благодаря его хлопотам дом на Большой Васильковской, 121, стал музеем.

Именно киевская усадьба немая свидетельница финала драматической истории любви двух кумиров украинской сцены — Заньковецкой и Садовского. Сюда приходил вернувшийся из эмиграции «неверный и любимый» и подолгу стоял, просил впустить, и так и уходил непрощенный…

Здесь же у ворот остановилась и похоронная процессия с гробом Садовского, которая направлялась на Байковое кладбище. Уже тяжело больную Марию Константиновну подвели к окну попрощаться…

В 1960 г. в доме был открыт мемориальный музей, увековечивающий память выдающейся актрисы, первой народной артистки Украины.

Но, к сожалению, музей сгорел. И только благодаря самоотверженности музейных сотрудников удалось спасти уникальные экспонаты.

Тогда же среди киевлян ходили упорные слухи о неслучайности пожара в доме Заньковецкой… О желании киевских властей застроить эту территорию. Однако возмущение городской общественности происшедшим было очень велико. А тогда еще хоть изредка, но все же считались с мнением украинской интеллигенции.

План мемориальной зоны вокруг музея
В 1982 г. началась работа по воссозданию музея. Его строительство велось точно в соответствии с планами сгоревшей усадьбы.

Согласно разработанному тогда проекту планировалось вокруг музея создать мемориальную зону, установить памятник актрисе, разбить сквер, украшенный фонтанами и газонами.

Тогда же под предлогом упорядочения окружающей музей территории были снесены соседние усадьбы, ровесники сгоревшего особняка. Они считались не представляющими архитектурной и исторической ценности. И о них сегодня напоминают лишь несколько старых деревьев.

Однако замысел архитектора не был воплощен в жизнь. Вместо памятника выдающейся актрисе решили ограничиться мемориальным барельефом на фасадной стене музея. Обозначенная территория не была благоустроена в соответствии с первоначальным планом. И причиной этого, по-видимому, стало желание властей построить таки жилой дом на прилегающих к музею территориях. Как раз на месте чудом сохранившихся вековых деревьев.

К счастью, этот замысел не был воплощен в жизнь. Строительство рядом с музеем Заньковецкой просто невозможно, поскольку закрывает вид на особняк и отодвигает его с красной линии вглубь, во двор. Во-вторых, оно попросту уничтожит сквер вокруг музея, привычное место отдыха киевлян. Этот сквер практически единственный зеленый уголок на протяжении всей нечетной стороны улицы.

Наш город, который гордился славой «самого зеленого», постепенно превращается в дикие джунгли. И если раньше вековые деревья были для киевлян обыденным явлением, то сегодня они стали уже раритетом. Каждое из них нуждается в защите и особом внимании.

Зеленый ареал музея должен, без сомнения, стать заповедной зоной. И необходимо установить памятник выдающейся актрисе. А возможно, и создать на базе музея и сквера музей украинского театра, который бы увековечил память о других выдающихся корифеях — Садовском, Кропивницком, Марьяненко…

Кстати…

Сегодня в «саду Заньковецкой» один известный телеканал снимает телесериал, а другой — рекламные клипы. Как видим, даже остатки старой усадьбы актрисы обладают магической силой притяжения… И почему бы, продолжая традицию, не устраивать здесь музыкальные вечера? Именно среди деревьев у дома Заньковецкой, это было бы так естественно и прекрасно! И совершенно очевидно, что этот островок культуры нуждается в защите.