UA / RU
Поддержать ZN.ua

«АВАНСЦЕНА» В ЛУЧАХ НАДЕЖДЫ СОЗДАТЕЛЕЙ И ЗРИТЕЛЕЙ

«Авансцена» - телевизионная программа Национальной телекомпании Украины - существует около 12 лет. Ее предшественницы: тележурнал «Искусство», «Театр и время», «Приглашает театр «Дружба», «Театральные встречи»...

Автор: Елена Заричная

«Авансцена» - телевизионная программа Национальной телекомпании Украины - существует около 12 лет. Ее предшественницы: тележурнал «Искусство», «Театр и время», «Приглашает театр «Дружба», «Театральные встречи».

Собеседники:

Елена ПАЛЬЧУН - редактор программы. На телевидении - с 1961 года. За это время только театральных спектаклей в содружестве с режиссерами ею записано свыше 300.

Александр БЫСТРУШКИН - ведущий программы. С 1970 года - актер театра им.Ивана Франко, заслуженный артист Украины; с 1993 года - начальник Управления культуры г. Киева.

- Кому адресована «Авансцена»?

Е.П.: Это широкая аудитория образованных, осведомленных в вопросах театра и искусства людей.

А.Б.: Я обращаюсь именно к профессионалам - тут мы немного расходимся с Еленой Георгиевной. Я ищу положительные примеры, чтобы показать, кто как работает - как выживает в наше время. Поверьте, это заинтересует и остальных зрителей. У нас интеллигенции не так мало, как иногда кажется. Наша интеллигенция - не та, что на фуршетной поверхности. А та, которая не может себе иногда чего-то позволить, потому что пиджачок - не тот, чтобы выйти на люди, но он - интеллигент, ему интересна тема театра, культуры.

Е.П.: Это отнюдь не для профессионалов, а для обычных телезрителей. А точнее, для тех и других. Конечно, специалистам интересна эта программа, но я стараюсь не делать ее сугубо театроведческой.

СПЕКТАКЛИ

Е.П.: Бывало, заявки на спектакли тысячами шли - люди просили украинскую классику. О чем я сейчас сожалею - мы перестали записывать театральные спектакли и показывать их, так как совершенно другими стали отношения с театрами. Раньше мы платили театру за спектакль, а сегодня телевидение просто не в состоянии оплатить истинную стоимость этого мероприятия.

Если вы обратили внимание, то театры сейчас не работают как раньше, с одним выходным днем в неделю, а порой - всего 2-3 раза в неделю. Потому что получается дешевле не работать: не вызывать актеров, не расходовать электроэнергию - зрители не окупают затрат.

Но тем не менее есть мудрые театры, которые заинтересованы, чтобы занимались их популяризацией, - театр «Колесо», например. Телевидение сделало программу о театре, и театр в благодарность подарил нам два спектакля. Не платя ни копейки, мы записали «Триптих для двоих» и «Шантрапу» по Саксаганскому.

УЧАСТНИКИ

Е.П.: У нас в программе (тогда это были «Приглашает театр «Дружба» или «Театральные встречи») выступали Роберт Стуруа, Олег Борисов, Товстоногов, Ефремов и Евстигнеев. Интересно было всегда работать с прибалтийскими театрами - Вия Артмане у нас была, Банионис. Софико Чиуарели и Котэ Махарадзе - из Грузии. Очень интересным собеседником был Борис Александрович Покровский из Московского камерного театра. Людмила Чурсина, Михаил Казаков, да разве всех назовешь!

Вспоминается, мы писали три программы о МХАТе, и Евстигнеев принимал участие в трех разных отрывках. И вы знаете, что меня тогда поразило? Этот артист был тогда в пике своей славы, а мы привыкли, что нас тогда считали периферией. С каким невероятным вниманием этот человек относился к участию в программе! Он учел, что если в первый день он был лысым во фрагменте какой-то пьесы, то на следующий день он сделал наклейку - усы, а на третий - надел маленький паричок, чтобы быть разным во всех выпусках.

Другой эпизод. Мы писали в студии фрагмент спектакля «Царь Федор Иоанович» с участием Иннокентия Смоктуновского. И для того, чтобы создать иллюзию, что царь-Федор спускается со ступенек, Смоктуновский шел на камеру и постепенно все ниже и ниже сгибал колени.

Это детали, которые в больших артистах просто подкупали.

Мне всегда было важно показать настоящего Мастера театрального искусства: то ли актера, то ли режиссера, то ли художника. Всегда хотелось показать то, что представляло из себя настоящее событие, явление искусства. Существовала информация: что-то делается успешно - и мы привозили это в Киев. И не было ни одних гастролей в Киеве, которые бы не освещались телевидением.

- После распада вы замкнулись только на Украине?

Е.П.: Практически да. Было, правда, несколько выездов на международные фестивали. Три года назад я была в Торуне (Польша), там проводится фестиваль севера Европы «Контакт», на который съезжаются лучшие театры Голландии, Англии, Польши, России. Там я увидела потрясающие спектакли Московской студии Петра Фоменко. А потом они были у нас в Севастополе на «Херсонских играх». Кстати, это была постановка Евгения Каменковича - сына Бориса Каменковича и Ирины Молостовой, он успешно работает в Москве.

Цель создателей программы

Е.П.: Мне кажется, очень важно образовывать народ, нацию и просвещать. Если высокая культура будет лежать в основе всей нашей жизни, то и жизнь будет другой.

- Александр Павлович, почему вы взялись за это дело - участие в программе?

А.Б.: Как актер, я знал эти проблемы изнутри. Когда занял пост в управлении культуры, увидел объем работы, проблемы, которые стоят перед городом. Я понял, что нужно вести разговор серьезный, профессиональный. Использую не только «Авансцену», но любую возможность, чтобы объяснить ситуацию: сказать, что мы еще живем, что мы можем выжить, если будем серьезно относиться к развитию и поддержке культуры.

Создатели программы - безвременно ушедший из жизни режиссер Анатолий ЖИЛИНСКИЙ, с ним было записано свыше тысячи программ «Авансцены»; режиссеры Вячеслав ГРЕБЕННИКОВ и Максим ПОПЕРНИК, оператор Сергей БУЛАНЕНКО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 70-е годы журналист-международник, профессор Валентин Зорин на примере своей передачи «9-я студия», где на протяжении 45 минут говорили только два человека, без дополнительного видеоряда, доказал свой тезис: «Если два человека говорят интересно - это уже телевизионно».

А теперь к интереснейшему разговору раскованных людей, красивых не только внешне, но и тем внутренним светом, что поддерживает в них Талант, добавим эпизоды из спектаклей, аккуратно введенные спецэффектами с использованием элементов полиэкрана, - и получим «Авансцену» как она есть.

С ведущим Александр Быструшкин или без него материал каждой программы драматургически выстроен: не мозаика эпизодов, а развитие мысли в кадре. Программа - элегантна, такие принято называть «классическими» - на них воспитывается вкус телезрителя.

В наши дни, когда ураган под названием «реорганизация» приближается к украинскому телеэфиру, тот самый телезритель, что любит театр, с надеждой смотрит на «Авансцену», где звучит сакраментальное «БЫТЬ ИЛЬ НЕ БЫТЬ?» - вот в чем вопрос...