UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аудиоконцерт Станковича для скрипки с оркестром

Робкие, но подчас весьма выразительные тенденции к оздоровлению отечественной музыкальной среды не могут не радовать...

Авторы: Роман Юсипей, Екатерина Константинова

Робкие, но подчас весьма выразительные тенденции к оздоровлению отечественной музыкальной среды не могут не радовать. На днях директор черновицкой звукозаписывающей фирмы «Электрон» Василий Пилипчук презентовал выпущенный совместно с издательством Ukrainian records диск «Евгений Станкович. Произведения для скрипки с оркестром», поставив тем самым в благом просветительском порыве точку над последней из трех знаменитых украинских «С» (напомним, что ранее г-ном Пилипчуком были записаны диски «Мирослав Скорик. Фортепианная музыка» и «Валентин Сильвестров. Медитация для виолончели с оркестром»).

Диски у нас, оказывается, умеют не только профессионально записывать, но и достойно оформлять: обложку альбома украшают репродукции картин народного художника Украины Ивана Марчука. Страна не страдает от нехватки, во-первых, хорошо написанной (и даже приятно звучащей) современной академической музыки, во-вторых, коллективов, ее пропагандирующих. Флагманская роль в этом процессе принадлежит Национальному ансамблю солистов «Киевская камерата» и персонально ее фронтмену Валерию Матюхину.

Тембру «голоса» солирующей скрипачки Богданы Пивненко — представительницы звездной плеяды воспитанников Богодара Которовича — несомненно, присущи мощная интеллектуальная энергия и звуковая воля. В импульсе вибрирующего тона ее инструмента зачастую слышна перспектива развития всего сочинения. Оркестровая же ткань записанных пьес композиционно выступает то в роли подпор, укрепляющих путь солистки к кульминации, то вдруг становится неожиданными драматургическими преградами, стимулирующими азарт скрипачки.

Да и сам CD в целом представляет собой развернутую, увлекательную (местами даже способную поразвлечь) композицию с подчеркнутой доминантой драмматики, искреннего лиризма, открытой музыкальной эмоции и обилием смысловых переплетений. Так, например, созерцательный акварельный колорит «Украинской поэмы» Станковича обретает новые, действенно проартикулированные черты в его «Скрипичном концерте». А таинственный материал «Нескольких реплик», не медля, переходит в загибисто-эффектный монолог стилизации «В гостях у великого Вивальди».

Кстати, последнее сочинение в исполнении главных героев диска было озвучено на презентации, прошедшей в концертном зале Национального союза композиторов.

Надо отдать должное скрипачке: ее умение поддерживать себя в безукоризненной профессиональной форме (Богдана Пивненко готовится стать матерью) заслуживает отдельных продолжительных оваций. В этом контексте нежно-утешительная «Финская колыбельная» Евгения Станковича, сыгранная на бис (и закрывающая CD), слушалась обнадеживающе. Признаться, под ее звучание можно смело приступать к взращиванию новых поколений меломанчиков — с музыкой там все в порядке.

— Данный диск — свидетельство того, что я подхожу уже к определенному рубежу и начинаю думать, что правильно делал в жизни, а что нет, — признался «ЗН» маэстро Станкович. — Да, это где-то эгоистические мысли. Но когда мои произведения начинают исполнять такие талантливые молодые музыканты, то у меня такое чувство, что я не зря жил все эти годы.

— Кажется, это первый ваш диск, который вышел именно в Украине?

— У меня, разумеется, есть компакт-диски, но все они, увы, вышли не на родине. И это первая работа такого высокого уровня качества. Я признателен и ансамблю «Киевская камерата», они действительно постоянно исполняют музыку украинских композиторов. Ведь Моцарта, Баха играли как до нас, так и после нас — это никуда не уйдет. А вот то, что на престижных подмостках звучит творчество композиторов-современников — в этом я считаю, цель достигнута.

— Насколько разнообразна ваша дискография?

— Имею около 15 изданий разных дисков, но они, к сожалению, в Украину не попадают. Распространением моих компакт-дисков занимается американская фирма. Я же занимаюсь только подготовительным процессом.

— Как на сегодняшний день складывается ваш гастрольный график?

— Я не гастролер-музыкант. Сейчас живу в Киеве. И все зависит от ситуации — куда меня пригласят. Есть некоторые планы. Я преимущественно езжу туда, где исполняют мою музыку. Возможно, состоится поездка в Данию.

— А почему вы выбрали именно Богдану Пивненко на роль солистки?

— Она одна из лучших наших молодых скрипачек, лауреат многих международных конкурсов. Также мою музыку исполняла недавно в Австрии Мирослава Которович. Это молодое поколение, и я молю Бога, чтобы именно они после нас определяли культурную духовную жизнь.

— По какому принципу формировали новый диск?

— Принцип простой — произведения для камерного оркестра и скрипки. И так сложилось, что Богдана уже играла раньше эти произведения на разных сценах.