И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но…
А.Пушкин
Вывернув наизнанку игривое шекспировское «Жизнь — театр, и люди в нём актёры», получим бытийное «Артисты — люди, чей дом — театр». У артиста судьба кочевая. Переменит он, случается, несколько городов, прежде чем отыщет свой дом. И проживёт актёр в том доме жизнь и однажды умрёт. Если суждено будет — на сцене, нет — где-то поблизости от неё, но редко, когда на родине своей. Как правило, не коренные они жители, эти артисты, приезжие. Иногда кажется — из соседней галактики.
Как-то служители Мельпомены черкасского театра решили навестить могилы своих коллег. Бродили они по кладбищам… Нет, не всех нашли. А могилы некоторых обнаружили заброшенными. Стоит изъеденный чёрными дождями покосившийся фанерный памятничек над могилой народной артистки Украины Надежды Поповой (1923—1998); на главной аллее стоит, была она почётным жителем города. С трудом обнаружена в зелёном, светящемся солнцем бурьяне табличка над актрисой, помрежем и заведующей труппой Ниной Пенской (1937—2001). Нет надгробия у памятного всем в Черкассах колоритнейшего Сергея Кржечковского (1954—2001)…
К недавнему 70-летию театра был издан буклет, в котором, в частности, размещён в хронологическом порядке репертуар театра (около 280 постановок) и поименованы все артисты, когда-либо выходившие на сцену… Все, то есть и те, кто участвовал всего в нескольких постановках, а то и вовсе в одной. Мартиролог не выделен в отдельный раздел, список опубликован в алфавитном порядке — и действующие актёры, и давно ушедшие. Семья. Четыре сотни имён.
Сохранение памяти — это противостояние смерти, по сути, борьба с нею. Конечно, бессмысленная. Но… Мы стали такими, какие есть, строя памятники. Мы изобрели колесо и создали искусства — возводя пирамиды и храмы, — открыв жизнь в невообразимой вечности, мы сотворили Интернет — «памятник всему» — в противостоянии со смертью.
И вот в черкасском театре 26 мая состоялось необыкновенное представление… Спектакль-памятник. Задник сцены — звёздное небо, прикрытое прозрачным, замысловато драпированным занавесом. Там, где-то там, средь звёзд запечатлены все имена… На сцене три гримировальных столика с трюмо, в зеркалах — портреты, как задержавшиеся отражения. Поочередно над каждым из портретов зажигаются светильники…
На сцене — красочное действо: воспоминания перемежаются фрагментами спектаклей, в которых играли ушедшие артисты, им посвящаются песни, романсы, арии из оперетт. Слева от подиума — киноэкран, на нём возникают фотографии и оживают сцены давнишних постановок. Вот самое впечатляющее. На белом полотне из луча проектора шумно является ярко-красочный многоперсонажный танец; в центре Сергей Кржечковский в роли Тевье. Тот же фрагмент из «Поминальной молитвы» воспроизведен на сцене «вживую». «Параллельный» танец — без главного героя, с пустотой вместо человека — сильно задумано.
«Концертом мы продлили им жизнь», — сказала вдохновительница представления актриса театра Наталья Коломиец. Художественный руководитель театра Алим Сытник сообщил, открывая концерт, что этот благотворительный вечер только начало в деле сохранения памяти ушедших артистов. Собранные около 1,5 тыс. гривен пойдут на установку трёх памятников. Уже после концерта в театр позвонил известный в городе народный депутат, представитель крупной промышленности, посетовал, что поздно узнал о концерте; сказал, что любит театр, поможет…
Срежиссировали действо, придумав ему концепцию, режиссёр театра Александр Олексюк, заслуженный артист Украины Виктор Коломиец, актриса Наталья Вигран. В финале — даже и не показалось неожиданным — из каких-то шумов вдруг явился надрывный голос Высоцкого: «Чуть помедленнее, кони, чуть…». Пустая сцена, в трюмо отражения… Песня не из коротких. Зал слушал стоя.