UA / RU
Поддержать ZN.ua

Арт-Шаргород: шок и трепет

Музей актуального искусства и ежегодный международный арт-фестиваль — в украинской глубинке? А почему бы нет?..

Автор: Алла Чердынцева

Музей актуального искусства и ежегодный международный арт-фестиваль — в украинской глубинке? А почему бы нет? В провинциальном Шаргороде прошел первый в истории международный фестиваль современного искусства «Арт-местечко: Шаргород»…

До Шаргорода — живописного городка в Винницкой области — из Киева автобусом мы добирались часов семь. По дороге заблудились. «До границы с Молдавией — 30 км, вы туда, конечно?» — не поверили нашим расспросам жители сельца, название которого так и осталось неизвестным. «Да в Шаргород! В Шар-го-род». — «А-а…Ну, тогда еще 50 км». Так киевский журналистский бомонд чуть не нарушил госграницу. Впрочем, как выяснилось в итоге, ехали мы в самом деле в другую страну. Которой, правда, нет на карте — ведь патриархальный, глубоко провинциальный украинский Шаргород превратился на десять дней в отдельное невиданное миром государство современного, сиречь, контемпорари, искусства.

Шаргород, расположившийся на довольно высоких холмах, надвое разделен речушкой Мурашкой. Самые высокие здания Старого города — старинные католический и православный храмы и древняя, XVII в., синагога, расположены чуть не стена в стену. В синагоге, правда, лет 50 работает заводик по производству соков и вин. Ну, да не стоит этому удивляться: когда независимая Украина стала отдавать прежде перепрофилированные «будівлі» религиозным общинам, в Шаргороде евреев осталось три десятка семей. Вот и сегодня на 8 тысяч населения столько же, многие «еврейские» домики в Старом городе заброшены. Но несмотря на массовый исход хасидов на историческую родину, Шаргород остается удивительным образчиком мультикультурности, эдаким Вавилоном по-украински, где, в отличие от библейского Вавилона, мирно и доброжелательно испокон веков уживаются украинцы, поляки, болгары, евреи и др. Есть, кстати, в городке и собственная Вавилонская башня — замок, тоже совсем маленький и от времени разрушившийся, зато возрастом не уступающий синагоге.

Чего в Шаргороде нет — так это профессиональных художников. Богема и все творческие профессии представлены человеком-легендой — чемпионом СССР по бильярду. Местные жители с гордостью рассказывают, что их земляк был третьим в мировой табели о рангах бильярдистов. Нынче пожилая легенда открыл собственный бар, где шаргородцы талантливо «живописуют» шарами и кием. Зато в местной бурсе (ныне это, кажется, монастырь), учился классик Степан Руданский.

* * *

Заявить обратное — мол, шаргородцы хоть когда-то видели актуальное искусство — впрочем, тоже невозможно. На этом и строился расчет москвичей и киевлян — организаторов «Арт-местечка»: дескать, очень интересно, как на практике впишется радикальное экспериментальное искусство в непуганый патриархальный, консервативный «контекст»? Вписалось, как родное, и, самое удивительное, выглядело органичнее, чем в пространстве галерей..

В отличие от Киева до сих пор с большой опаской воспринимающего «извращенцев» от арта, контемпорари на своих улицах Шаргород воспринял как должное. Когда киевский автобус въехал на шаргородскую площадь, без особого удивления обитатели городка внимали «Проповеди» киевской худгруппы «Р.Э.П.»

«Я — ваше искусство!» — завывал в микрофон юнец, одетый в комбинезон из серебристой фольги и сильно напоминающий ликвидатора в разгар катастрофы на ЧАЭС. «Надо же!» — кивала головами немногочисленная степенная публика. «Я — ваш Ющенко! Я — ваш Янукович!» Усатые дядьки кивали головами, переглядывались и хитро щурились. Неудовольствие вызвало разве что заявление: «Я — ваш Шевченко». На фразе «Я — ваш половой партнер!» публика было, сжав кулаки, двинулась к сцене, но… Буря затихла, не начавшись. Когда на сцену нежданно-негаданно выскочил Илья Чичкан, Шаргород воспринял это уже как «так и надо». И, более того, почти что ринулся спасать бедолагу, когда тот якобы затеял драку и снова-таки понарошку был бит «рэповцами».

* * *

Продумывая концепцию фестиваля в Шаргороде, московское Общество поддержки альтернативного искусства «Метафутуризм» и его руководитель Александр Погорельский явно имели в виду известный концепт еще того, «настоящего» футуризма начала ХХ ст.: «искусство — в массы». Но в свое время теория, фактически, так и осталась теорией. Так что в плане реализации идеи, фестиваль в Шаргороде и впрямь — акция без аналогов.

Арт-объекты, фото, картины авторства киевлян, москвичей, питерцев, а также художников из Германии, Узбекистана (в числе участников — Н.Кадан и Маша Шубина, Анна Броше, О.Тистол, Н.Маценко, Маша-Ша, Боб Михайлов и др., т.е. бывшие наши, сделавшие себе имя и в Москве, и в дальнем зарубежье) просто наводнили, как еще недавно политреклама, стены домов и домишек Старого города. В отличие от лиц политиков смотрятся органично, словно там им самое место. Помимо живописи, фото и инсталляций, отдельную «секцию» фестиваля представляли работы видео- и новомодного в московских галереях направления — граффити. Снимки, видеоролики создавались непосредственно в Шаргороде. На память городу останется, к примеру, расписанный граффитчиками из Украины и России фасад местного кинотеатра.

Да уж, если люди не знают, что контемпорари — это «не для всех» и вообще «извращение», оно, оказывается, воспринимается вполне нормально. А перформансу Псоя Короленко или украинских «Хаммерман Знищує Віруси» можно, как выяснилось, и вовсе подпеть — даже если ты человек степенный, пенсионного возраста и вообще до самой пенсии «проробив», скажем, механизатором. Впрочем, если чуть глубже разобраться в проблеме, как же на самом деле провинция, никогда не видевшая контемпорари, воспринимает современное искусство, картинка окажется не столь идиллической. Наглядным свидетельством этому стало видео Маши Ша «Кому это нужно?», снятое москвичкой аккурат за дни пребывания на пленэре в Шаргороде. «Искусство — это красота, красота — значит, картины на историческую тематику или с цветами в вазах. А такого, как на фестивале, я, если, честно, не понимаю. Оно, наверное, самим художникам нужно», — смущаясь говорит в камеру практически каждый из опрошенных Машей шаргородец — что стар, что мал. Но тут грех пенять на толерантный Шаргород за непонимание: в сущности, Киев, за редким исключением, утверждает то же самое. Но куда агрессивней.

* * *

Городок, в одночасье превратившийся в гигантскую инсталляцию, — впечатление и впрямь незабываемое. Хотя предсказать, на самом ли деле «Арт-местечко» развернется в Шаргороде и в следующем, и в последующие годы, как рассчитывает инициатор, основной меценат и президент феста Александр Погорельский (ныне — москвич, а в прошлом — один из жителей этого идиллического этого городка) и соорганизаторы акции с украинской стороны (галерея «L-Art» и международный благотворительный фонд «EIDOS»), как по мне, увы, нельзя. «Мы рады, что в Шаргороде появился свой фестиваль — теперь о нашем городе узнают и во всей Украине, и в Москве, — говорит мэр Шаргорода и бывший главный архитектор района Тимофей Жмурко. — Вообще, пусть к нам почаще приезжают художники: в Шаргороде — все условия для творчества!» Время от времени, в Украине от «алхимического брака» российской и отечественной худинтеллигенции и с благословления местной власти впрямь рождаются самые фантасмагорические, трогательные фестивали. Затем деньги у энтузиастов-москвичей заканчиваются и… Правда, обычно такое было в людном курортном Крыму.

Впрочем, напрасно я о грустном. Дай Бог долгой жизни фестивалю в Шаргороде, и, как планируют организаторы, открытия в Шаргороде музея контемпорари, и акций в Берлине, Москве и Киеве. Ведь о том, как актуальное искусство захватило целый украинский город, годы спустя будут, как легенду, вспоминать и в Киеве, и в Москве, и даже в Берлине...