UA / RU
Поддержать ZN.ua

Арт-хауз против хаоса. «Другое кино» наконец обрело постоянную киевскую прописку

В «дубляжной киновойне» затишье, возможно, перед бурей… Поскольку кинобизнес по-прежнему теряет (в сборах), а чиновники по-прежнему идеологически непреклонны (как во времена КПСС)...

Автор: Екатерина Константинова

В «дубляжной киновойне» затишье, возможно, перед бурей… Поскольку кинобизнес по-прежнему теряет (в сборах), а чиновники по-прежнему идеологически непреклонны (как во времена КПСС). Где выход? Если ли «иной» путь? Кажется, некоторые кинотеатры его нащупывают. Компания «Артхауз Трафик» и столичная «Кинопанорама» решили полностью переориентировать зал этого старейшего кинотеатра, запустив в прокат сугубо артхаузное кино, ленты, снискавшие признание кинопрофи, престижных кинофестивалей. Это в основном авторское кино, а в ряду их авторов такие громкие режиссерские бренды, как Ларс фон Триер, Педро Альмодовар, братья Коэны и многие другие.

Уже начиная с этой весны, лучшие образцы «другого кино» будут демонстрировать киевлянам в зале этого популярнейшего кинотеатра.

В 1940-х в США артхаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на «умных» фильмах, которые демонстрировали на языке оригинала с субтитрами. Такие кинотеатры существуют почти в каждой стране — «Синематека» в Париже, Delphi — в Берлине, «35 мм» в Москве.

Хичкок однажды сказал: «Кино — это жизнь, из которой вырезано все лишнее…» Поэтому «Кинопанорама» отныне и берет себе в спутники Доннесмарка, Дрезена, бр.Коэнов, Фассбиндера, Линча, Альмодовара, Триера… Режиссеров, у которых нет ничего «лишнего».

Директор «Кинопанорамы» Наталья Соболева признается, что проект этот рискованный, и в определенном смысле страшновато быть первопроходчиками в трудной нише «умного кино».

Тем не менее в столице немало зрителей, которые находятся в постоянном поиске и которым уже приелись голливудские шаблонные блокбастеры. Поэтому «Кинопанорама» и предлагает альтернативу.

Наталья Соболева
На стенах в кабинете директора «Кинопанорамы» Натальи Соболевой памятные автографы — Говорухин, Драч, Кадочникова, Ступка… Кажется, нет кинодеятеля, который бы не запечатлел свое уважение к кинотеатру…

— В этом кабинете уже много лет висит портрет Александра Довженко, который остался после ухода прежнего директора Тамары Шулаковой, — рассказывает «ЗН» Наталья Соболева. — Представьте, из-за него Тамару Ильиничну не раз вызывали в обкомы, исполкомы… Говорили: здесь должны висеть другие лица! Когда-то в этом же кинотеатре после освобождения из тюрьмы принимали Параджанова. Да, сейчас это странно, потому что демократия… А вот когда в Италию уехал Тарковский и в нашем зале была показана «Ностальгия», то по тем временам это могло плохо кончиться… Помню, на вечера памяти Ивана Миколайчука его жена Маричка прямо с места запела. Затем поднялся весь зал и стал петь прямо с ней. Такие вещи не отрежиссируешь. Поэтому я и хочу поддерживать эту атмосферу. Сейчас, конечно, приходят более молодые зрители, но и они нуждаются в духовной подпитке.

Совокупность этих факторов привела к тому, что мое мнение совпало с мнением директора «Артхауз Трафика» Дениса Иванова. Он предложил: «Давайте?». А я в ответ: «А давайте!». И мы пришли к идее артхаузного кинотеатра, где с утра до вечера будет «другое кино». Это кино выходит за рамки стандартов масскульта. Это кино в поисках формы, стиля. Сейчас эта тема особенно актуальна.

***

В ситуации «дубляжной» войны «Кинопанорама» решила не участвовать в разборках двух бизнесменов… Потому и фильмы здесь будут демонстрироваться с субтитрами.

Готовые копии поставляет фирма-дистрибьютор. Наталья Соболева считает, что еще год назад субтитры могли испугать зрителя. Сейчас люди уже понимают, что фразы на экране не нужно читать от слова до слова: главное — уловить авторскую мысль.

— К вопросу дубляжа я отношусь как человек законопослушный, — говорит Наталья Соболева. — Есть закон. Тем более, это не такая уж проблема, живя в Украине, выучить украинский. Весь мир знает по три-четыре языка. Да и зритель этот процесс воспринимает более естественно, нежели он раздувается в прессе. Надо пройти эту маленькую революцию.

Хотя официальное открытие «артхаузной» «Кинопанорамы» состоялось только на этой неделе, зрители уже успели оценить фильм «Свадьба Туи». Это трагикомическая любовная история из жизни кочевников Внутренней Монголии — в духе «Урги» Михалкова. В картине просматривается предельно аутентичная и возвышающаяся до философских обобщений фассбиндеровская драма о женской судьбе. Ощущение подлинности абсолютное, а история девушки Туи задевает за живое. Картину оценили в Берлине — «Золотой медведь» и приз Экуменического жюри.

Вскоре на экран «Кинопано­рамы» выйдут ленты «Парижская история», «Наследство», «Лето на балконе».

Последний фильм закуплен 25 странами мира. В нем задействовано лишь три актера. Это фильм о беззащитности человека перед смертью и любовью — перед «простыми» вещами.

Директор кинотеатра говорит, что трудно быть первопроходцами в артхаузе. Дескать, зритель, не увидев на афише привычных названий, может развернуться и пройти мимо:

— Но неужели в такой большой стране, в столице с интересным народом не найдется интеллигенции, которая захочет это увидеть? Надеемся, что поход в кинотеатр станет для зрителя неким «культурным событием». Чтобы люди, приходя сюда, пили кофе, слушали джаз, обсуждали кино. У нас даже кресла такие, что в них не растекаешься, не засыпаешь, как в кабинете дантиста, который должен усыпить твою бдительность… В Европе вообще все дорожат такими вот залами, тянутся к частным вещам, когда администратор знает каждого зрителя в лицо. Инженеры мультиплексов мне однажды сказали: «Из вашего зала можно сделать целых четыре!» А я им: «Лучше восемь!»

Уже сейчас, по признанию г-жи Соболевой, «зреет» один отечественный проект, за право премьеры которого сражаются три киевских кинотеатра.