UA / RU
Поддержать ZN.ua

АРОМАТ ЛЮБВИ В ВОЗДУХЕ ТЕАТРА

После просмотра этого спектакля осталось ощущение, что подержала в руке и насладилась разглядыванием изящнейшей вещицы, старинной живописной миниатюры...

Автор: Ирина Сергеева

После просмотра этого спектакля осталось ощущение, что подержала в руке и насладилась разглядыванием изящнейшей вещицы, старинной живописной миниатюры. Она оставила в руке тепло своей энергии, в душе - энергию мысли, в сердце - энергию чувств.

Мастер прошлого века, Альфред де Мюссе, слой за слоем, своей литературной кистью создал драматургическое творение - пьесу «Прихоти Марианны». А современный толкователь его произведения, режиссер Дмитрий Богомазов, решил приподнять эти слои, посмотреть, как они клались один на другой, какие оттенки скрывали собой, какие грани высвечивали. Приподнял, а потом положил их на место, но уже по своему разумению, слегка нарушив прежние контуры, а кое-где и положив новые, собственные слои вдохновения. И получилась новая миниатюра-спектакль «Прихоти Марианны» в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра.

Как в сказочном заклинании, потру ажурное серебро рамочки миниатюры... Занавес дрогнул, все оживает. Раскаты грохота извержения вулкана, он посредине сцены, всех восхищает визуальная находка, пиротехнические эффекты. Сценографический образ (художник О.Лунев) дает отсчет этой интерпретации пьесы романтического француза. Вулкан как загадочная вершина мудрости. Не застывшая раз и навсегда уже постигнутым гора, а живой, дышащий кипящей лавой источник неспокойствия. Чем не проекция вечно бушующих страстей человеческих? И еще одно соотношение. Огромная вершина и маленькие люди, которые кипят своими страстями у ее подножия... Вечность и суета. Как сохранить истинное, достойное вечности, барахтаясь в волнах суеты? Точного ответа не даст никто. Можно предложить только варианты, свои. Как это делают актеры спектакля «Прихоти Марианны» - А.Масленникова, В.Цывинский, А.Гетманский, А.Ганноченко, Д.Лобода, Т.Комарова, Л.Сомов. Каждый из них - канатоходец, вышедший над своей жизненной пропастью в показательное путешествие. Не буду пересказывать сюжет. Надеюсь, понятно - спектакль о любви. И о конкретной, и о всеобъемлющей. О прихотях плоти, об искушениях и благочестии, истине и лжи, о долге красоты. А сквозь все эти слои просвечивается основа - что же есть существование человека на земле. До этого стремятся докопаться все. Только в этом спектакле не «копают» вглубь, а устремляются к вершине горы, пику страстей, чтобы суметь испытать жизнь полной мерой, чтобы, как огнедышащий вулкан, взорваться фейерверком чувств, разлететься осколками ревности, разлиться лавой раскаленных страданий.

Умело ведет режиссер зрителя лабиринтами повествования. Вместе с актерами зритель увлеченно блуждает его обманчиво прямыми коридорами, пугается безвыходности тупиков и хитромудрых закоулков. Зараженный азартом разобраться в причудливой человеческой природе, он пытается разрешить и для себя дилеммы героев. В «Прихотях Марианны», как и в предыдущих работах, Д.Богомазов доказывает свое умение извлекать из текста философские обобщения, так расставлять сценические акценты, что классические фразы становятся объемными и их сентенции звучат понятно и современно. Спор присущих Мюссе меланхолизма и пессимизма с его романтическими настроениями дает возможность режиссеру создать свою многогранную модель чувственного искушения и сделать именно искушение отправной точкой всех жизненных устремлений человека. Все герои спектакля «Прихоти Марианны» переживают искушение любовью. Они все больны самым сладким в мире недугом - любовью. Воздух театра напоен ее ароматами, эротические молнии прочерчивают свои причудливые зигзаги, пыхтит Вулкан, лава вырывается из него мириадами страстей...

Артисты хотят «заразить» зрителей этим сладким недугом. Не знаю, как остальных, а меня подвергнуть искушению им удалось. И наверняка еще захочется ощутить в руке тепло ожившей миниатюры, этой старинной изящной вещицы.