Вот уже несколько лет в столице происходит противостояние между общественностью и городской властью в вопросах застройки и реконструкции, особенно центральной ее части. Выступающие в нем отдельные личности, ощущая свое бессилие перед властью, стали объединяться, создавать общественные организации. Так появился «Клуб естетичної непокори» во главе с архитектором Л.Скорик и писателем Лесем Подервьянским. Почти в то же время заявил о себе «Громадський комітет захисту архітектури Києва», одним из руководителей которого является автор статьи. Многие читатели знакомы с выступлениями представителей этих и других общественных организаций в прессе и на телевидении, в которых они не без основания критикуют действия городской власти и его управления архитектуры. В чем же причина такого противостояния, где кроется ключ к его разрешению?
Действительно, более пяти лет производимые в городе архитектурные акции потрясают своей несуразностью, я бы сказал жестче, наглостью даже неспециалистов. Лично я это особенно чувствую и переживаю, т.к. 25 лет отдал Киеву, берег его от непродуманных градостроительных действий, старался, чтобы он приумножал свои положительные качества, а не терял их. Ведь чем славен Киев? Своей богатой историей, удивительным природным окружением, архитектурой древних храмов и небольшим, повторяю, небольшим количеством исторических зданий, построенных на рубеже XIX—XX веков. Так сложилось, что по разным причинам Киев задержался в своем градостроительном и архитектурном развитии, а события Первой мировой и октябрьского переворота его вовсе приостановили. Все, что строилось в последующие годы с точки зрения высокой архитектуры и искусства нельзя отнести к каким-либо достижениям. Пожалуй, наоборот. Исключение составляет лишь послевоенный Крещатик. Больше в Киеве, по большому счету, любоваться нечем. Обидно, но это факт. И вот то ценное, что сохранилось, что составляет основную архитектурную, историческую и духовную ценность столицы, ее достояние, на наших глазах разрушают или уничтожают. Как же можно равнодушно смотреть на такое?
Поэтому граждане Киева все чаще и принципиальней выражают свое возмущение происходящим. К великому огорчению, я не знаю случая, чтобы это сделал во всеуслышание какой-либо чиновник или представитель власти. Назову только опубликованные в прессе имевшие место высказывания, вернее, возмущения Президента Украины Леонида Кучмы по поводу несуразного завершения так называемого «горбатого» дома Верховной Рады по ул.Садовой, 3, и фитнес-центра у стен Софии. Но мощные силы лоббистов в защиту чуда архитектуры, возглавляемые тогдашним спикером А.Ткаченко (не первым, но и не вторым, как он сам говорил, лицом в государстве), сумели уговорить Президента, находившегося тогда, если не ошибаюсь, на отдыхе в Крыму и, естественно, подобревшего. Честно говоря, я был уверен, что тот уродующий окружающую среду «горб» после высказывания Президента разберут в назидание потомкам. Но этого не произошло. Думаю, что история с этим чудом архитектуры не закончена. Незаконно построенная, вопреки всем градостроительным требованиям надстройка, давшая дому название «горбатый», когда-то будет демонтирована, а финансовые потери послужат моральным укором тем, кто это сделал, и всему обществу, позволившему над столицей и над собой такое надругательство.
Почему же возникают такие архитектурные казусы?
Как правило, на начальном этапе зачинателями таких неприглядных градостроительных идей являются архитектор и заказчик, преследующие собственные узкоэгоистические и меркантильные цели, подавляющие чувство ответственности перед обществом, государством. Когда же в этом задействованы высшие властные и бизнесовые структуры, решения всегда принимают первые фигуры. В данных объектах в первом случае — главный архитектор Киева и спикер. Во втором, фитнесовом, как сообщил на прошедших недавно общественных слушаньях по застройке Киева первый заместитель мэра И.Фоменко, — мистер Х, скупивший все квартиры в доме №5 (?) по пер.Рыльского. Но заказчик об этом может только просить, уговаривать. Принимает же решение главный архитектор города. Если он человек ответственный, почитающий ценности Киева, он разъяснит заказчику о его несостоятельных и потому невыполнимых просьбах. И все.
Конечно, при этом он несколько «теряет» расположение спикера или, в другом случае, богатого бизнесмена. Но не теряет доверия, не изменяет своему долгу, должностным и профессиональным обязанностям.
Сейчас застраивают площадь у Олимпийского стадиона (бывшуюТроицкую). Как только ни выступала общественность, в т.ч. и профессиональные специалисты-градостроители, куда только ни обращались с первого дня рассмотрения эскизного проекта, — никаких результатов. Мы говорим, что в центральной части столицы почти не осталось площадей. Неужели нельзя найти для торговли другое место?
Застройка не только уничтожит площадь, она значительно сократит возможности эвакуации зрителей со стадиона, что чревато трагическими последствиями, сам стадион после этого утратит статус Олимпийского. Торговые здания закроют вид на стадион и Черепанову гору, сделают
ул.Б.Васильковскую просто коридором, что не характерно для Киева. В ответ слышим уверенные заявления главного архитектора С.Бабушкина, что Олимпийскому стадиону здесь не место и что, если потребуется, его построят в другом месте! Удивительно, что этому не воспротивились ни Госкомспорт, ни Госстрой Украины. А разве тому же Кабинету министров или Верховной Раде не безразлично куда или во что направляются миллиардные вложения, если даже они и частные? Может, нужен закон, ограничивающий сумму расходов на такие цели, скажем, до 30 млн. грн. Ведь инвесторы используют государственные ценности, вернее, эксплуатируют их. Неужели сегодня целесообразно загонять под землю, тратить десятки миллионов на перенос коллектора, освобождая территорию под застройку? Отдайте им на хороших льготных условиях пустующие предприятия, разрешите с пониженными пошлинами завезти импортное оборудование, не берите десять лет с них налогов. Пусть на эти миллиарды организуют производство товаров, которые в огромных объемах ввозятся в Украину. Относить же к достижениям предоставление рабочих мест под землей, на мой взгляд, не является таковым. Не думаю, что кто-нибудь из близких инвесторов будет там работать. А если и да, то на поверхности, в офисе с кондиционером.
Вот почему киевляне стали объединяться для борьбы с этим злом. А случаев непродуманного, неквалифицированного и антиобщественного строительства в Киеве очень много.
В середине апреля общественные организации провели слушания по проблемам застройки и сохранения исторической среды Киева. В Доме архитектора собрались около 500 человек — представителей общественности Киева. Приглашены были и руководители городской администрации. Перед этим в двух районах Киева прошли аналогичные слушания. Почему возникли такие гражданские акции? Люди недовольны тем, что происходит в Киеве. Они знают, как в демократических странах относятся к мнению общественности при строительстве каких-либо объектов, особенно в исторической части города. Без согласия жителей такие застройки, как у нас, просто невозможны. На упомянутых общественных слушаниях архитектор Л.Скорик в своем выступлении очень убедительно доказала несуразность и неправомерность строительства гостиницы и других крупных объектов на склонах Днепра в исторической зоне, против Владимирской горки. Это было не первое ее выступление по этому поводу. Вы думаете, кто-нибудь из властных структур отреагировал на эту критику? Проектирование продолжается. Вот когда вырастет отель, как на Софиевской площади, и когда все поймут, что это преступление, тогда начнут говорить, как сейчас — почему же все молчали? Я знаю ученых историков, которые пытаются доказать, что мы очень древние, древнее всех других. И в то же время допускаем уничтожение действительных свидетельств нашей древности. Такими постройками-монстрами в исторической среде мы позволяем нивелировать исторические ценности, нашу истинную древность. Посмотрите, что делается на территории древнего города Владимира и рядом в урочище?
Прежде всего, это безответственность и невежество, низкий интелектуальный уровень участников процесса, непрогрессиональное ведение градостроительного дела при поддержке киевской городской и более высших эшелонов власти, заинтересованных в такой ситуации. И еще. Закон о столице дал ей много прав. Во всяком случае, больше, чем сегодня позволяет ее уровень социально-политического развития. Архитекторы с инвесторами разбойничают, власть им потворствует. Ситуация явно нездоровая.
Не думаю, что закон о столице предусматривает такие рамки поведения мэрии и ее архитектурного управления. А если да, то это нужно поправить, иначе большая беда ждет Киев.