UA / RU
Поддержать ZN.ua

«АРХИГУМ»: 20 ЛЕТ СМЕХА

Традиционно 1 апреля в Доме архитектора стартует выставка карикатуры киевского клуба «Архигум», под крышей которого собрались лучшие художники-сатирики...

Автор: Александр Евтушенко

Традиционно 1 апреля в Доме архитектора стартует выставка карикатуры киевского клуба «Архигум», под крышей которого собрались лучшие художники-сатирики. В этом году «Архигуму» исполнится 20 лет. Юбилей намечается особый. Соберутся все, кто на протяжении двух десятилетий был причастен к клубу, а их работы можно увидеть не только на стенах, но и в специальном альбоме «Архигум: 1983—2003».

Когда я впервые — и случайно — попал на выставку «Архигума», то просто... остолбенел. Шок! Взрыв! Артефакт! Целая обойма убийственно-тонких, а иногда — шизоидно-раскрепощенных памфлетов «срывала крышу». А это был 1985 год. «Гласность-перестройка» только начиналась, а весь андеграунд еще сидел в подвалах. А тут — в официальном Доме архитектора официально разрешен «черный юмор» и всякая антисоветчина. Кудин, Казанский, Кособукин и Казаневский казались мне великанами-титанами. Это они «прострелили» мое сознание такой силы электротоком, что дальнейшее существование я уже не представлял без «Архигума». А ведь в 80-х это был клуб посвященных, интеллектуальная альтернатива официальному юмору «Перця». Сначала происходили ежемесячные посиделки клубистов-карикатуристов во все том же Доме архитектора, а ежегодные апрельские вернисажи вызывали настоящий ажиотаж. Масс-медиа ломились на «Архигум», как на рок-звезд. Да и в самом деле «архигумовцы» были звездами, то есть — лучшими. Таковыми их довольно часто признавали на международных конкурсах карикатуры. Играючи наши брали там первые призы, гран-при etc. А дома... Дома рисунки «архигумовцев» расходились по газетам-журналам, ездили по-передвижнически по разным домам культуры и выставочным залам — и не только в столице. Популярный День искусств на Андреевском спуске в первые годы был событием. Частичка этого события — вернисажи «Архигума» на конечной стометровке спуска. Хорошо помню Юру Головченко, не успевавшего рисовать «кота на трубе» — расхватывали... Витю Кудина, выдававшего десятки блестящих шаржей-экспромтов, Сергея Алеева с его галереей шаржей-скульптур на выдающихся людей эпохи, Толю Казанского с его фантасмагорическими перфомансами вроде из... ничего. И конечно же — привкус кофе с коньяком из термоса, который приносила жена Жени Григорьева. Все ощущали себя шахтерами. Все долбали бетонную стену огромного совкового каземата. Долбали, чтобы выкарабкаться на свежий воздух. Оазисом свободы для нас всех тогда был «АРХИГУМ». Ведь смешить — это гуманно. Да здравствует Архигуманность с Перцем! А он — Перец — все-таки крепче у «Архигума».