UA / RU
Поддержать ZN.ua

АПОКРИФ

или Как проснуться знаменитым Подлинным выражением жизни является не история, но искусство. Фридрих Ницше Искусство раньше, чем наука, схватывает суть процессов, происходящих в обществе, быстрее на них реагирует...

Автор: Ольга Петрова

или Как проснуться знаменитым

Подлинным выражением жизни является не история, но искусство.

Фридрих Ницше

Искусство раньше, чем наука, схватывает суть процессов, происходящих в обществе, быстрее на них реагирует. Так было всегда. Это остается справедливым и сегодня, когда мысленным взором пытаешься охватить контрасты социальной жизни - им соответствует неоднородная художественная ситуация в Украине 90-х годов: сосуществование прекрасного с безобразным, традиционного с экспериментальным. Мы - свидетели возрождения некогда запрещенного в искусстве, равно как и создания новых художественных форм. Выставки, акции-эпатажи, ретроспекции, открытия и переоткрытия забытых имен, арт-ярмарки, фестивали - таков изобразительный «космос» последнего десятилетия. Он соткан из страстей, ярких индивидуальностей, их надежд, иллюзий, заблуждений, а главное - из небывалых художественных откровений. Совокупно они рисуют портрет конца века.

Десять лет художественной жизни без принудительности и запретов дали результаты поразительные. Благодаря личному энтузиазму художников, находящих спонсоров, пути и способы экспонирования работ в странах Европы, Америки, Востока, Украину и ее культуру узнают в мире. В расширении «художественной географии» государству, увы, принадлежит мизерная роль. Изобразительное искусство, как почти вся духовная деятельность Украины, кроме поп-кича, оказалось «отделенным от государства», причем в этом состоит печальная парадоксальность, отделение состоялось по причине удручающей индифферентности государства в отношении культуры. Манипуляции на рынках ценных бумаг, газа, нефти, перелицовывание лжи в правду этому государству интереснее.

«Искусство, - по тонкому наблюдению эстетика XX века М.Кагана, - это самосознание культуры». А искусствознание - летопись этой культуры, закрепление красоты, ее эволюции в слове, в факте - сохранение и передача эстафеты знаний о культуре тем, кто придет после нас. Художники, галеристы своими силами издают каталоги. Информация здесь случайна, разрозненна, не систематизирована. А ведь на пороге нового столетия и тысячелетия назрела необходимость создания научной истории искусства Украины. Однако процесс этот пребывает если не в летальном состоянии, то имеет тенденцию к замиранию, едва ли не вымиранию. Сегодня очевидно - академическое искусствознание, только теперь составившее списки авторов для будущей истории искусства Украины, к началу XXI века ее не напишет. Причин тому несколько: отсутствие финансирования, устаревшие модели художественного сознания - ретроградность авторитетов, все еще претендующих влиять на общественную мысль, застарелость искусствоведческой школы - отсюда неподготовленность молодого поколения искусствоведов, способных мыслить на уровне постмодернистской философии в культуре. А ведь именно этого рода искусство нужно вписать в исторический контекст.

Между энергией художественной жизни и ее теоретическим отражением пролегла бездна. А между тем, не только творчество классиков-реалистов, фольклористов, экспрессионистов и прочих «истов» уже принадлежит истории. Хронос отбросил густую тень на творчество новаторов: Т.Сильваши, К.Реунова, О.Гнилицкого, О.Голосия, В.Цаголова, В.Раевского. Хронос требует систематизации, историографии.

Казалось, мы побеждены. Мы лилипуты перед мощной фигурой Времени... но произошло чудо... Появился человек, который спросил: «Что должен ЛИЧНО Я сделать, чтобы на пороге XXI века Украина сумела с гордостью предъявить просвещенному миру свою книгу об искусстве?» Этот вопрос задал не чиновник, облеченный государственной властью, чей служебный долг состоял в том, чтобы не только задать себе и государству этот вопрос, но и решить его.

Об этом спросил не тот, кто перекачивает деньги из Украины на личный счет в Швейцарии и лихорадочно заселяет Кипр и прочие острова мирового океана. Об этом спросил Новый интеллигент Новой Украины - Валерий Мищенко. Он спросил об этом друзей-художников, искусствоведа Тамару Ли и вложил деньги, заработанные каждодневным трудом в издание каталога «Искусство Украины XX века». Это издание - своеобразный прообраз будущей Истории искусств Украины. Искусствоведы - авторы отдельных разделов задались весьма непростой целью: во-первых, сохранить информацию об искусстве уходящего века в достаточно полном объеме, во-вторых, «отчитаться» о состоянии дел, хотя бы для того, чтобы идея интеграции в мировой художественный процесс не была пустым словоизречением. Чувство национального самоуважения подвигнуло искусствоведов-единомышленников и спонсора за полгода решить задачу грандиозную.

Кто же он, кто пришел будто бы из сказки о Золушке? Валерий Мищенко - бизнесмен, президент строительной компании «НИГМА», кандидат исторических наук, влюбленный супруг, отец двух очаровательных детишек. В недавнем прошлом - сотрудник Академии наук УССР. Сфера научных интересов - культурные связи Украины с народами Грузии и Армении. Но в его биографии появилось нечто новое. Со дня презентации каталога Валерий Мищенко органично и навсегда вошел в историю отечественного искусства.

В далеком 1906 году утренние газеты сообщили Парижу имя Натальи Гончаровой - декоратора балета И.Стравинского «Петрушка». О художнице тогда писали: «Она уснула никому неизвестной русской, а проснулась знаменитостью Парижа». Валерий Мищенко проснулся прославленным гражданином всей Украины.

Он резко возражает против слова «спонсор», свое решение называет «отдавать долги национальной культуре», говорит о том, что в кругу его друзей-бизнесменов эта мысль уже находит признание. Будем надеяться на то, что Терещенки - Ханенки наконец-то дождались своих преемников.

Сочетание трезвого расчета бизнесмена с чувством культурно-временной координаты - едва ли не самое привлекательное в личности В.Мищенко. В интервью он сказал: «Я никого не оплачиваю, ничем не торгую в сфере культуры, не делаю ничего для славы или собственного рейтинга. Будучи почитателем культуры, остаюсь трезвым бизнесменом. Чаще отказываю в просьбах о спонсировании - они поступают ежедневно. Однако идея создания каталога «Искусство Украины ХX века» и проведение поэтапно двенадцати выставок поразило меня дерзостью идеи и масштабностью замысла». Не случайно в приветственном слове, предваряющем массив каталога, В.Мишенко пишет: «Под общей крышей каталога собраны самые характерные проявления украинского искусства, его истоки, традиции, неукротимые искания стиля и формы, смелые рейды художников в будущее... В прекрасное путешествие путями украинского искусства мы приглашаем и наших потомков из третьего тысячелетия с надеждой, что они воспримут это искусство с любовью, интересом и пониманием. Ведь единственное, что объединяет человечество на всех ступенях цивилизационного процесса, это - искусство». Это слова не только мецената, но и историка, который не умер в бизнесмене. Когда-то Д.Лихачев, отвечая на вопросы телезрителей, сказал: «Можно притвориться щедрым, богатым, даже образованным... нельзя одного - притвориться интеллигентом». Развивая эту мысль, скажем, что невозможно перестать быть интеллигентом, если ты им рожден. Щедрая поддержка масштабного проекта - тому подтверждение.

От этого издания протянутся животворные нити к развитию всей эстетической сферы в Украине, футуристичный смысл каталога очевиден. На средокрестии отдельных частей проекта: в соседстве тоталитарного искусства с творчеством тех, кого тоталитаризм загнал в подполье, - с работами «Спецхрана»; на пересечении имен художников из «Ноева Ковчега» и «Переднего края» откроются неведомые смыслы, новые точки отсчета при оценке столетнего наследия.

Каталог дает основания для комплексного изучения всего изобразительного творчества, для сравнительного анализа видов и жанров искусства.

Стихийное развитие постмодернизма 90-х годов каталог системно осознает, упорядочивает. Здесь же видим перспективы для профессиональной работы нового поколения искусствоведов уже в XXI веке. Издание предполагает рождение новых методик при изучении искусства. Оно позволяет судить об искусстве как о самодвижущейся форме деятельности и о способности науки его осмыслить. Значимость каталога еще до конца не осмыслена даже самими его авторами - путь этот полон новых открытий. Как видим, интуиция профессионального историка не подвела Валерия Мищенко. В нем страсть искателя, открывателя новых сфер деятельности, щедрость сильной личности соединились с давней влюбленностью в искусство. Его в равной степени воспитала история Украины и пронизанный культурой Кавказ, музеи Еревана, мастерские Тбилиси, дружба с тифлисской «парижанкой» - живописцем Еленой (Элечкой) Ахвледиани. Цвет традиционных и обязательных в каждом грузинском доме «синих скатертей» запомнился Валерию Мищенко навсегда. Этот цвет он полюбил в палитре Е.Ахвледиани, он его находит и нынче. Синий, как утверждал В.Кандинский, - цвет углубленной мысли, интеллекта и ощущения времени. С доминантой будущего работали украинские меценаты ХVII - XIX веков.

Чувство исторической ответственности возрождает «институт меценатства» сегодня.