UA / RU
Поддержать ZN.ua

Антоний Барышевский: "В Украине растет аудитория, готовая воспринимать сложную музыку

Антоний Барышевский - обладатель Гран-при, золотых медалей, призов публики и статуса лауреата более 20 престижных международных конкурсов.

Автор: Виктор Сподаренко

Солист Национальной филармонии, один из немногих пианистов отечественной фортепьянной школы, широко известный в мире, рассказывает о значении Международного конкурса молодых пианистов памяти В.Горовица.

- Антоний, вы один из немногих современных пианистов Украины, которые покорили публику разных концертных залов мира - Франции, Италии, Германии, Испании, США, Израиля, и этот перечень можно продолжать. Что стало толчком к активной музыкальной и концертной жизни?

- Уже в 12–13 лет я хотел стать концертирующим пианистом. Насколько помню, в школе, выполняя задание нарисовать автопортрет, я пририсовал возле себя рояль и поезд, который едет через всю голову (улыбается). Что касается толчка... Это происходило постепенно. Все начиналось в детстве, со слов учительницы "есть талант". А дальше - много часов занятий за инструментом, потом первые небольшие школьные успехи, первые выступления в филармонии, конкурсы и пр.

- После завершения обучения в Украине вы учились во Франции, в Нормальной школе музыки имени Альфреда Корто в Париже. Какое значение в вашей исполнительской карьере имеет обучение в Париже и чем отличаются программы и подходы к подготовке пианиста во Франции и в Украине?

-Основную образовательную базу я получил в Киеве (у педагогов А.Сорокиной, Р.Донской, В.Козлова), а в Париже брал уроки консультационного характера. Моими предметами были лишь специальность и камерная музыка.

Для меня важнее была сама культурная жизнь Парижа, концерты в Театре на Елисейских полях, Зале Плейель, Городе музыки, общение и встречи. Вспоминаю встречу с Люка Дебаргом, который, занимаясь в аудитории, настолько увлекся сюитой Баха, что забыл включить свет. Или незабываемую встречу на концерте Трифонова: кто-то заходит во время исполнения в зал, садится рядом, и вдруг в темноте узнаешь Марту Аргерих.

- Вы посещали мастер-классы и совершенствовали мастерство у известных пианистов Альфреда Бренделя, Дэниэла Поллака, Лили Дорфман, каждый из которых связан с традициями фортепьянной школы своей страны - Австрии, США, Израиля. Чем запомнились вам эти встречи, и насколько ценны для пианиста такие мастер-классы?

- Альфред Брендель меня поразил своей энергией в его возрасте. Порой чувствуешь себя старше его. Запомнился очень эмоциональным, ревностным и пылким отношениям к исполняемому тексту. Но вряд ли из этого можно чему-то научиться: чтобы играть так, как он учил, надо быть им… Дэниэл Поллак тоже педагог не для всех. Имея огромные "рахманиновские" руки, он приспособил их к игре специфическим туше (легендарным in, in) и сам придумал много разных сугубо исполнительских приемов, таких как эффектное срывание последних аккордов - будто срываешь сами клавиши с клавиатуры. Но кроме этого он погружает ученика в текст и побуждает искать ответ, почему написано именно так, какое глубокое содержание заложено в музыке. Его речитали были для нас откровением. Возможно, потому, что весь внешний антураж, американский шарм не позволяли увидеть и услышать его мощную исполнительскую сущность.

Лили Дорфман - это один из моих любимых педагогов. Она - сплошная страсть к музыке. Ее самоотверженность невероятна. У нее есть большой педагогический дар - нечто прометеевское. Передача ученику не только знаний, но и, что самое важное, этого огня делает исполнение живым, воздушным.

- Как известно, Лили Дорфман - соучредитель Летней музыкальной академии в Германии (ISAM). Имели ли вы возможность сотрудничать с этой академией раньше?

-Да, именно там я и познакомился с Дэниэлом Поллаком и Лили Дорфман, став их учеником на мастер-классах.

- В 2019 г. вы уже будете иметь возможность давать мастер-класс игры на фортепиано в ISAM в Германии, где будущие студенты должны подготовить классическую сонату, произведение композитора-романтика и современное произведение. Какая музыка больше всего близка лично вам - произведения классиков, романтиков, авангардистов?

-Я не делаю для себя жанрового или стилевого различия, потому что есть музыка, которая меня интересует и которая не интересует, - эпоха тут имеет опосредованное значение. Но вообще мне ближе музыка романтизма, многое из того, что появилось в ХХ в. и пишется сейчас.

- Как вы формируете свои концертные программы: это подборка произведений, которые вам нравятся, или программа формируется для выражения определенного концептуального взгляда, личного исполнительского манифеста, скрытого за смыслом нотного текста?

-Обычно мои программы составляются из того, что меня интересует на данное время. Порой это не связанные между собой вещи. В моей исполнительской практике было и несколько концептуальных концертов: один - посвященный теме колоколов (с музыкой от Куперена до Пярта), другой - трем городам: Вене (первая и вторая Венские школы), Киеву (Киевский авангард) и Дармштадту (послевоенный авангард).

- В школе музыки имени Альфреда Корто, где вы учились в Париже, проводится пятидневный семинар для исполнителей-инструменталистов по преодолению сценического волнения. А вы волнуетесь перед концертным выступлением?

-На самом деле волнение есть всегда. Без него исполнение теряет некую остроту. Что же до преодоления паники, простейший способ - просто по возможности чаще играть на сцене. Пусть это будут небольшие аудитории, закрытые выступления перед друзьями, но это уже будут опыт и все большая уверенность в себе.

- А насколько важна музыкальная коммуникация исполнителя с аудиторией? И есть ли разница в восприятии музыкальных произведений между украинской и зарубежной публикой, например, произведений авангардного направления?

-Коммуникация, бесспорно, важна, но восприятие зависит часто от публики конкретного зала. Есть публика, готовая воспринимать "сложную" музыку, очень открытая и заинтересованная, а есть более консервативный сегмент слушателей. В Украине за последние годы увеличилась первая аудитория и, в противоположность ей, круг почитателей популярной классики. Но эти люди редко пересекаются. Поэтому наши филармонические залы нечасто заполняются на музыку авангардного направления, которая тоже там должна звучать, хотя бы в каких-то пропорциях к классике.

- Серия конкурсных побед в вашей творческой жизни началась в 2005 г., когда вы получили ІІ премию и Специальный приз жюри "За лучшее исполнение произведения украинского композитора" в Средней группе Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица…

-Да, хорошо помню первые американские гастроли после Конкурса Горовица. Ямаха-Холл, Стейнвей-Холл в Нью-Йорке - знакомство с Беллой Давидович, которая недосчиталась такт-пауз в моей 4-й балладе Шопена, трогательные концерты для украинской диаспоры в Александрии и еще многие концерты в разных городах. От конкурса также был концерт с оркестром в Германии, поездки в "дружественную" тогда Россию и многое другое. Именно на конкурсе меня впервые услышал Мариан Рыбицки, у которого я позже учился в Париже.

- В апреле будет прослушивание в Средней группе Международного конкурса Горовица. Имея ваш опыт побед, что бы вы пожелали участникам соревнований, желающим стать лауреатами?

-Стремиться не к лауреатству, а максимально удачно выступить. Думать лишь о том, чтобы максимально выложиться на сцене, сказать что-то важное своей музыкой. Да, своей! - в смысле достижения той естественности игры, о которой говорят: "Она словно рождалась во время исполнения".

Из досье

Антоний Барышевский в 2007 г. окончил Киевскую среднюю специализированную музыкальную школу им. Н.В. Лысенко, учился в Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского (класс заслуженного артиста Украины профессора В.Козлова), в этом же заведении в 2015 г. окончил ассистентуру-стажировку. Учился в Нормальной школе музыки им. Альфреда Корто в Париже. Брал уроки в мастер-классах у выдающихся пианистов ХХ в. - Альфреда Бренделя, Дэниэла Поллака, Лили Дорфман. Является лауреатом более 20 престижных международных конкурсов.