UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Антитела": не лукавят в текстах, ничего не высасывают из пальца, а поэтому органичны

Большинство нынешних интервью с фронтменом группы "Антитела" Тарасом Тополей неизбежно затрагивают проблемы насущные. Тарас с товарищами основал волонтерский фонд и осуществил немало поездок на передовую. О том, что происходит среди терриконов Донбасса, он знает не из рассказов. Но в предновогоднем интервью ZN.UA - о другом, не менее важном. О музыке.

Автор: Орест Дрималовский

Большинство нынешних интервью с фронтменом группы "Антитела" Тарасом Тополей неизбежно затрагивают проблемы насущные. Тарас с товарищами основал волонтерский фонд и осуществил немало поездок на передовую. О том, что происходит среди терриконов Донбасса, он знает не из рассказов. Но в предновогоднем интервью ZN.UA - о другом, не менее важном. О музыке. О репертуаре на украинских FM; о нежелании группы "Антитела" выступать на Евровидении; о новых открытиях в украинской музыке; об их новом клипе "Одинак", а также о новом альбоме "Сонце".

Новая пластинка группы "Антитела" - "Сонце", хотя и приобрела электронное поп-звучание, выдержана в обычном для коллектива стилевом ключе. В отличие от предыдущего остросоциального альбома "Все красиво", "Сонце" соответствует своему названию, - здесь преобладают легкость и мажорный настрой.

- Тарас, "Сонце" заметно отличается от дискографии "Антител" актуализированным электронным саундом. Чувствуется тяготение к поп-музыке.

- Мы всегда позиционировали себя как поп-рок коллектив. Что касается звучания, то оно освежается с каждым альбомом, становится более электронным. Это требование времени. Откровенно говоря, такой альбом мы могли бы записать еще несколько лет назад. Где-то в 2014-м, если бы не война. Если бы не тяжелое эмоциональное состояние, из которого вылился наш предыдущий лонг-плей "Все красиво" - более роковый, иногда слишком социальный. Альбом "Сонце" - светлый, большей частью положительный, а поэтому легче по звучанию.

Должен заметить, что мы не давали себе полной воли в экспериментах. Учитывали нашего слушателя, для которого радикальные решения могли бы стать шоком. Пытались сохранить в формах, содержании и аранжировке определенные традиционные элементы. Пока что, как мне кажется, это самая лучшая пластинка в дискографии группы. Хотя я всегда говорил, что самым лучшим будет следующий релиз (улыбается. - О.Д.).

- Сколько времени продолжалась работа над пластинкой?

- Замысел вынашивался полтора года. Накапливались идеи, демозаписи, мелодии. У каждого было свое видение - у меня, клавишника Сергея Вусика, аранжировщика и соавтора многих наших песен Максима Сиволапа, музыкантов группы. А непосредственная работа над альбомом началась в середине сентября. Это результат более двухмесячного пребывания в студии.

- Атмосферная композиция "Танцюй" - одна из самых заметных в альбоме. Как родилась идея интегрировать в эту песню отрывок из легендарной "Як тебе не любити, Києве мій"?

- Не могу сказать, что идея возникла во сне. Но однажды утром я проснулся с этой известной песней в голове. Сразу захотелось вплести ее в композицию "Танцюй". Мы как раз работали над ее записью. Позвонил Максиму Сиволапу. Он быстро нашел и прибавил этот сампл к нашей песне. По моему, получилось очень органично. Приятно, что композиция быстро пришла по душе украинским радиостанциям.

- Песня "Два акорди" звучит мясистее, сказать бы даже - "стадионно".

- Ее основной месседж заключается в том, что все люди - разные. С разной историей, с разной судьбой. Но мы обязаны понимать и уважать друг друга. Те, кто судят нас, - не всегда правы.

Не обращать внимания на чужое осуждение, держать спину ровно и, несмотря ни на что, идти вперед - именно об этом композиция "Два акорди". Наконец, хотелось написать песню, которую легко можно было бы петь под гитару около костра или в кругу друзей.

- "Нашим планам океани замалі", - поете вы в этой песне. Похоже, эти слова характеризуют и группу "Антитела", которая из неприметной раньше поп-рок группы довольно быстро выросла в коллектив первого эшелона на популярной сцене. За счет чего вам это удалось, как думаете?

- Во-первых, мы сознательно выбрали музыку делом своей жизни, основным занятием. Музыка приносит нам удовлетворение, мы живем ею. Когда просыпаешься утром и без промедления начинаешь заниматься любимой работой, пытаешься выполнять ее каждый раз лучше, - успех неминуем.

Во-вторых, работаем системно и никогда не останавливаемся. У нас четкий подход к промоции песен и видеоклипов. Мы избежали хаоса, присущего многим группам, которые продолжительное время не могут найти своего слушателя, выйти на качественно новый уровень, наладить правильный менеджмент. Это тоже очень важно.

И, в-третьих, самое важное - мы абсолютно честны в своей музыке. Я никогда не лукавлю в текстах, не высасываю ничего из пальца, а поэтому остаюсь органичным.

Пишу о вещах, которые меня волнуют или, наоборот, делают счастливым не только меня, но и многих людей. Слушатель это чувствует и реагирует - приходит на концерты, распространяет музыку в соцсетях.

Это, так сказать, наша формула успеха. Она не универсальна, ее вряд ли "оденешь" на все музыкальные коллективы. Единственное, что остается неизменным и важным, - системная работа. Надо всегда работать над собой.

Кроме таланта, у музыканта должен быть надлежащий уровень мастерства и налаженный подход к творческому процессу - взвешенный и ответственный. Как, впрочем, и в любой другой профессии.

- В начале карьеры у вас был опыт сотрудничества с лейблом, а сейчас занимаетесь менеджментом самостоятельно...

- Сейчас намного лучше. Мы отвечаем за свои действия. Нам никто не указывает, как и что делать. Менеджментом группы руководим вместе с Сергеем Вусиком. Он - директор группы, занимается техническими и коммуникационными вопросами. Все вопросы, касающиеся творчества, решаем совместно. Финансовое администрирование тоже на наших плечах.

- Вернемся к альбому. Самая хитовая композиция "Одинак", судя по клипу на нее, станет саундтреком к одноименному сериалу с Алексеем Горбуновым в главной роли. Вы писали ее по заказу?

- Да. К нам обратился "Киевтелефильм". Нашим условием было то, что саундтрек может быть только украиноязычным. Создатели сериала не возражали.

- Идея видеоклипа в жанре экшн - ваша?

- Идея и сюжет клипа принадлежат режиссеру Виктору Придувалову. Кстати, в том, что Алексей Горбунов согласился сниматься в нашем видео, - тоже заслуга режиссера. Виктор Придувалов - маэстро высокого уровня. И вот, собственно, в тандеме с Алексеем они реализовали этот клип. Мы, музыканты группы, со своей стороны, помогали чем могли.

- Виктор Придувалов в свое время снимал клип на вашу песню "Смотри в меня".

- Да, это уже наш второй опыт сотрудничества. С Придуваловым работать непросто. Это режиссер со своим мировоззрением, со своим категоричным, императивным командованием на съемочной площадке.

Но у Виктора - колоссальный опыт в клипмейкерстве, кинематографе. Сотрудничество с ним всегда накладывает определенную ответственность. Проколов быть не может. Но человек он очень приятный. Мы дружим. Виктор приходит на наши концерты, всегда дает советы, делится впечатлениями.

- А что советует группе "Антитела" Виктор Придувалов? Знаю, что он ценитель тяжелого рока, организатор металл-фестиваля "Інша музика"…

- Виктор всегда склоняет нас к тяжелой альтернативной музыке. Пока ему это не удается (смеется. - О.Д.). Он сам играет на бас-гитаре, у него собственный музыкальный проект Void. Мы часто общаемся, обмениваемся впечатлениями, опытом.

- Перед нашим разговором у меня была возможность послушать несколько сетевых радиостанций. Такое впечатление, что украиноязычной музыки, не считая "Океана Эльзы", "Скрябина", "Антител" и еще нескольких коллективов, не существует. Как считаете, это действительно проблема нашей музыки или, скорее, неосведомленность редакторов?

- Понимаете, музыканты, которые хотят, чтобы их музыка попала на радио, объективно должны исполнять ее в определенных стилистических рамках. Если вы играете джаз или андеграунд - вряд ли есть смысл апеллировать к радиостанциям. Вы не зацепите этого слушателя своей музыкой.

Если же чувствуете, что аудитории FM-радио может нравиться ваша музыка, но ее не дают в эфир, то, возможно, проблема в песнях. Думаю, следует поинтересоваться мнением тех же редакторов, почему игнорируют ваши письма, что им не нравится в вашей музыке, что надо учесть. Может, только надо улучшить качество продакшна или найти преподавателя по вокалу, чтобы соответствовать банальным критериям качества.

Если же у вас действительно хорошее звучание, замечательная лирика, вы оригинальны и узнаваемы, то я не вижу проблем в том, чтобы попасть в радиоэфиры. Особенно сейчас, при наличии Интернета и социальных сетей. Станьте популярными в Сети - и радиостанции сами к вам обратятся. Уверен, хорошая музыка разлетается между людьми с вирусной силой. И радиостанции здесь играют далеко не первоочередную роль.

- То есть, по вашим словам, музыкантам надо ориентироваться на "формат"?

- Надо четко понимать, кому может нравиться ваше творчество. Если вы пишете песни для людей, которые не слушают радио, то адаптировать музыку под определенные критерии, конечно же, не следует. Необходимо понимать, что радиостанции - это коммерческая музыкальная ниша, диктующая определенные требования.

- Следите ли вы за новой украинской музыкой? Возможно, посоветуете радийникам, на кого из молодых исполнителей следует обратить внимание?

- Мне нравится львовский коллектив Piano. Думаю, у них есть будущее, но нужно, так сказать, выписаться. Необходимо записать определенное количество песен, чтобы выкристаллизовать уникальный стиль.

Сейчас их творчество стилистически перекликается с другими коллективами. Могу выделить такие группы, как Latexfauna, "Сальто назад". У них тоже есть интересные композиции. Всегда выделяю Brunettes Shoot Blondes, хотя эти ребята уже довольно громко о себе заявили.

- Brunettes Shoot Blondes, кстати, участвовали в отборе на Евровидение. Нет ли желания у группы "Антитела" попробовать свои силы в этом конкурсе?

- Нам неоднократно предлагали участвовать в отборе, но мы отказывались. Не вижу смысла.

- Почему? Джамала, например, существенным образом расширила свою слушательскую аудиторию.

- Дело не только в аудитории. Дело в том, есть ли что сказать. Простите, но я не воспринимаю Евровидение как конкурс домохозяек. Это многомиллионная площадка, до которой можно донести определенную идею.

У Джамалы была эта идея. Она передала свою боль от потери родины через призму депортации крымских татар. Сумела достучаться до широкого круга слушателей, поскольку была искренней.

Писать специально для конкурса какую-то композицию, чтобы покрасоваться в прайм-тайме центральных телеканалов, не хочется. Важно быть честным и органичным в своей музыке. Если же я найду нужные слова, которые заслужат быть услышанными, то "Антитела" обязательно примут участие в этом конкурсе.