Одно из театральных агентств Москвы к своему пятилетию представило оригинальную постановку всемирно известного романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Это моноспектакль, на сцене единолично царит в сверхэкстравагантном интерьере Евгения Симонова.
Если кто не помнит дословно портретное описание Толстым Анны, позволю небольшую цитату: «Женщина с точеными, словно из слоновой кости, плечами, полными грудью и руками, крепкой шеей, на которой вились выбившиеся из прически завитки волос». Симонова не очень соответствует этому образу: маленькая, хрупкая, мечтательная, знакомая, любимая нами многочисленными образами лирических героинь. Сама актриса говорит, что если бы было предложено выбирать, то ее скорее привлекает образ Долли. Роль Анны, показавшаяся поначалу безумием, была предложена режиссером-постановщиком и автором проекта Андреем Андреевичем Эшпаем. Процесс же подготовки спектакля был для актрисы интересным и увлекательным. Конечно, режиссер очень далек от оригинала и в подборе исполнительницы главной роли, и во всем сценическом решении в целом.
Думаю, человеку, не знакомому с романом, его многоплановостью и многоликостью, сложно будет не только проследить хитросплетение сюжета, но и понять саму героиню - Анну Каренину. Режиссер, видимо, посчитал, что внутренний мир героини столь бездонный - этого вполне достаточно для полноценного театрального действия.
Постановщик считает, что это трудно назвать моноспектаклем. Ведь Анна вступает во взаимодействие с предметами, которых на сцене великое множество, и по задумке большое сценическое пространство становится миром, окружающим Анну. Вся сцена в совершенно непонятных сооружениях: то ли старая ненужная мебель в чехлах, то ли стилизация, «стоящего на запасных путях» поезда, символизирующего превратности и удары судьбы. Сергей Якунин - художник-постановщик этого спектакля - поэкспериментировал всласть. Он даже заменил кроваво-трагический финал символом игрушечных рельсов.
Конечно, в процессе жизни хрестоматийный образ Анны Карениной, которую в юности мечтают сыграть почти все ведущие актрисы, изменяется во времени, нередко теряя свою привлекательность. Поступки Анны перестают быть однозначными, а ее любовь совершенной. Думаю, этот эксперимент был эмоционально и творчески насыщенным для его создателей. Зритель же, получив мощный заряд информации к размышлению о путях развития современного театра, боюсь, остался равнодушен к трагической судьбе безупречно страдающей и раздираемой страстями Анны Карениной.