UA / RU
Поддержать ZN.ua

АНИМАГЕОГРАФИЯ

IX предъюбилейный фестиваль «Крок» стал экспериментальным не только в смысле своеобразного разде...

Автор: Александр Шпилюк

IX предъюбилейный фестиваль «Крок» стал экспериментальным не только в смысле своеобразного разделения конкурсной программы по категориям, но и по насыщенности фестивального графика собственно кино- (вернее, видео-) показами. Более 170 фильмов, среди которых было немало полно- либо среднеметражных (продолжительностью свыше 20 минут), конкурировавших между собой в категориях авторской и коммерческой анимации, сопровождались почти полусотней картин в информационных показах, не считая ретроспектив членов жюри — всемирно известных грандов анимации Фредерика Бака, Джимми Мураками и Ивана Максимова. Неудивительно, что такое количество картин, втиснутое в семь фестивальных дней, с перерывами на экскурсии, пресс-конференции, «круглые столы», да и просто увеселительные мероприятия фестиваля, превращается в сознании зрителя в сплошной неразделимый поток анимационного изображения. Его герои, говорящие на разных языках, анимационные техники и эстетические концепции сливаются в нерасторжимую амальгаму, скрупулёзный анализ которой возможен будет лишь по прошествии некоторого времени. Мы же позволим себе расставить лишь некоторые вехи в этом потоке, воспользовавшись для удобства географией фестивального смотра.

Удивительно, что «малые» анимационные страны (не имеющие традиционно сильной школы и массового производства) смогли произвести в этом году чуть ли не самые яркие впечатления единственным фильмом в программе. Бразильская «Черепаха» (реж. Серджио Амон) — всего лишь рекламный клип пива «Брахма». Но юмор, четкая драматургия, совершенство гэга и точность в сочетании 3-мерного компьютерного и живого изображения (черепаха, которую мучит жажда, совершает невероятное из-за баночки холодного пива) сделали этот полутораминутный фильм одним из фаворитов фестиваля. То же произошло с музыкальным клипом Лирона Бар-Акивы «Ш-ш-ш… Всё так тихо» (Израиль). Слова песни в исполнении Бьорк становятся персонажами фильма. Они существуют на экране как собственные воплощения, исполняя «роли» тех эмоций, которые борются в душе влюбленных… Чернее и безысходнее юмор в «Мире герани» Марселя Хоби — единственного представителя Швейцарии на фестивале. Страна внешнего спокойствия и процветания в этой рисованной пятиминутке предстает приютом самоубийц, извращенцев, потерянных людей, живущих в жестко регламентированных рамках, где только домашние растения могут рассчитывать на душевный покой.

Не потерялись в программе и традиционно «анимационные» страны. Болгария, например, после нескольких лет кинематографического застоя переживает явный подъем. Любопытным проявлением этого процесса стала «сексуальная революция» национальной анимации. Вся болгарская конкурсная программа поражала избыточным, иногда болезненным эротизмом, причем это относилось, как ни странно, к представителям всех поколений режиссеров — от пожилого Стояна Дукова с его старчески зацикленным на сексе «Июлем» и педофильской «Голубоглазой Луны» мастера среднего поколения Пенчо Кунчева до (что особенно поразительно) 25-летней Биляны Ивановой, чей сатирический взгляд на взаимоотношения полов на примере петушков и курочек («Dolce Vita») дает повод говорить о нездоровых тенденциях в болгарском анимационном кино.

Французская программа этого года, с одной стороны, порадовала обилием свежих студенческих работ, представлявших несколько анимационных школ страны (из Валенсьенна, Ангулема, Валанса и Парижа; это же характерно и для бельгийской студенческой программы — из анимационной школы в Генте). С другой стороны, она предъявила определенные претензии к коммерческой продукции, в создании которой все чаще принимают участие и отечественные аниматоры, как работающие в Киеве, так и покидающие страну. Пример тому — сериал «Телис и тысяча поручений», представленный на фестивале художником-постановщиком Александром Бубновым, который пока тщетно ожидает возможности реализовать свой гигантский творческий потенциал в Париже. Одним же из ярких впечатлений в этом году стал экспериментальный полнометражный фильм «Айсбергклуб» Жана Паскаля Принсо — медитативная картина, живописующая столкновение «Титаника» с айсбергом с точки зрения… айсберга.

Безусловным лидером немецкого блока стал «Хобо» Йохена Эмана — восьмиминутный фильм, повествующий о вспышке в сознании человека в последнее мгновение перед самоубийством. Компания странных существ — полугномов-полудолгоносиков — позволяет ему пережить странные и запретные эмоции, осветить своё черно-белое существование несколькими вспышками цвета, прежде чем забрать его тело и душу навсегда в черно-белую смерть. Не менее своеобразный мир создан и в пластилиновом испанском фильме «От души и сердца» Хуана Пабло Эччевери. Здесь два монстра, приходящие из небытия, существуют благодаря странным созданиям, обитающим в их чреве: кролику, неутомимо подкачивающему жизненные соки в их жилы, и змеям, выжидающим своего часа…

Традиционно сильная британская школа не разочаровала и в этом году. Среди всего разнообразия произведений наиболее яркими были, пожалуй, фильмы признанных мастеров. Характерно-примитивное, брутальное и исполненное черного юмора «Вторжение» полностью оправдало ожидаемое от творчества Фила Маллоя (картина рассказывает о вторжении жестокой цивилизации зоргов на Землю). Барри Первз же в своем «Матрац Гамильтона» — полнометражной картине о злоключениях муравьеда-барабанщика, пытающегося в мире птичьего чистогана заработать своим искусством на пару приличных брюк, — создал настоящую феерию персонажей, красок, звуков, еще раз продемонстрировав неограниченные возможности классической кукольной анимации.

Обширная программа России на нынешнем фестивале, как обычно, отличалась многообразием. Здесь были и любопытные студенческие работы, и фильмы признанных мастеров Натальи Орловой, Владимира Петкевича и Андрея Золотухина, снятые для британского сериала «Сказки народов мира», и произведения молодых ярких аниматоров, работающих за границей, — «Очень маленький принц» Зои Трофимовой (Франция) и «Апельсин» Славы Ушакова (США). Особняком держались «Полтора кота» Андрея Хржановского — 30-минутный пилот будущего полнометражного фильма, посвященного творчеству великого русского поэта Иосифа Бродского. Своеобразный коллаж двух десятков эпизодов, совмещающих игровое, документальное и анимационное кино, причем в последнем «одушевлены», среди прочих, оригинальные рисунки и фотографии самого поэта, превращается, как всегда это бывало у режиссера, в глубочайшее проникновение в душу и творчество Художника. Пристальное внимание, естественно, было привлечено и к самой успешной российской анимационной студии «Пилот». «Хаш» Андрея Соколова — очень смешной анекдот о злоключениях волка и трёх поросят в рождественскую ночь — подтвердил творческий потенциал пилотовской молодёжи. «Букашки» Михаила Алдашина показали, что простая и весёлая детская история про букашек, которые живут на кухнях и борются за своё существование, общаются с инопланетными букашками и пытаются даже улететь в космос, при мастерском подходе к драматургии, звуку, монтажу и т.д. может легко превратиться в настоящий коммерческий хит. А вот новое произведение нашего бывшего земляка, художественного руководителя студии Александра Татарского разочаровало. Его «Красные ворота Расёмон», несмотря на обилие гэгов и мастерскую стилизацию под любимое всеми кино 50-х, к сожалению, оставляют зрителя совершенно равнодушным.

А что же родная украинская продукция? Трудно, если честно, вспомнить хоть один предыдущий «Крок», на котором отечественная анимация доставила бы такое удовольствие и своим качеством, и разнообразием. Здесь был и замечательный изысканно нарисованный студенческий фильм «Зяблики и другие» третьекурсника КДИТМ Анатолия Лавренишина (мастерство художественного руководителя Евгения Сивоконя проявилось не только в работах его нынешних и бывших студентов, но и в фильмах самого мастера, показанных в рамках ретроспективы члена жюри Вадима Храпачева). И уже обласканный вниманием многих фестивалей Олег Педан со своей «Светлой личностью» — истории взаимоотношений электрических лампочек и выключателей. Особняком стоял дебют в анимации Михаила Ильенко — «Одноразовая вечность» привлекла нетрадиционной драматургией, тонким своеобразным чувством юмора и поразительной смелостью неофита. Заставки к компьютерным играм Александра Жукова, созданные на киевской студии «Бостон анимейшн», — «Утраченные формулы M&M» и «Потемневшая Скай», продемонстрировали поистине международный уровень мастерства этого молодого режиссера, студента Национального университета культуры. И, наконец, главное впечатление фестивальной программы — фаворит публики, журналистов и профессионалов «Шёл трамвай №9» дебютанта Степана Коваля. 10-минутный пластилиновый фильм выпускника курса Е.Сивоконя сконцентрировал в одной поездке в переполненном трамвае все реалии и парадоксы нашей странной повседневности и продемонстрировал высочайший творческий потенциал его автора.

…Оскароносец Александр Петров, представляя фильмы председателя жюри Фредерика Бака, рассказал, что 78-летний режиссёр растит у себя на участке рукотворный лес, каждое дерево которого носит имя кого-либо из художников, близких по духу мэтру или поразивших его внимание. Увидев, с какой радостью и непосредственностью воспринимал великий канадец фильм нашего соотечественника, можно не сомневаться, что скоро в анимационном лесу появится первое дерево с украинским именем: Степан Коваль… Пусть ласковое солнце и тёплые дожди помогут ему расцвести во всей красе!