Обворожение античностью
Андрей Кончаловский - первый и пока единственный русский режиссер, покоривший с голливудскими звездами кинематографический Олимп.
Он выехал в США в 1980 г., осознанно разделив свою жизнь на советский и американский периоды. Поначалу Запад встретил А.Кончаловского настороженно, подозревая в шпионаже: он не был диссидентом, в своей стране до выезда имел все, что мог иметь сын автора текста гимна Советского Союза (знаменитого поэта и общественного деятеля С. Михалкова), он уже был очень известным режиссером, снявшим «Романс о влюбленных», «Дворянское гнездо», «Дядю Ваню», «Сибириаду», при том, что власти относились к нему лояльно. Но лучшее средство против предубеждения - сила таланта, высокий уровень мастерства и - умение не сдаваться. Через некоторое время в Голливуде один за другим Кончаловский снимает фильмы, которые полновесно утверждают его имя в «фабрике грез» и приносят награды на МКФ в Каннах и Сан-Себастьяне: «Возлюбленные Марии»(с Н.Кински), «Поезд-беглец» (с Дж.Войтом и Э.Робертсом), «Танго и Кэш» (с С.Сталлоне), «Гомер и Эдди»(с Д.Белуши и В.Голдберг)…
Эпический размах фильма «Одиссей», снятого в этом году Андреем Кончаловским по мотивам великой поэмы Гомера, действительно впечатляет. «Одиссей» - великолепное красочное зрелище с участием богов и героев, нимф и химер на фоне редких по красоте пейзажей, среди роскоши дворцовых интерьеров, в фантастическом подземном царстве теней, динамичное переплетение трагизма, лирики, юмора и цивилизованно-сдержанного эроса. Решительная режиссура, каскад спецэффектов, блестящая игра всемирно известных актеров (Арманд Ассанте, Грета Скакки, Джеральдина Чаплин, Эрик Робертс, Ирэн Папас, Ванесса Вильямс) естественно делают «Одиссея» новым культовым хитом Америки. Примечателен факт, что Арманд Ассанте, исполнявший роль Одиссея, согласился принять участие в этом проекте только тогда, когда узнал, что А.Кончаловский согласился стать режиссером.
Экранизация борьбы и феноменальных скитаний царя Итаки обошлась заказчику (американской компании «Hallmark Entertainment» совместно с «Amerikan Zoetrope») в 40 млн. долларов. Эта сумма сделала «Одиссея» самым дорогостоящим в истории ТВ. Свой вклад в виде энергии, связей и громких имен осуществили продюсеры Роберт Халми-старший («Приключения Гулливера») и сам(!) Френсис Форд Коппола («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня»).
Главные сьемки эпопеи проходили близ Олимпа и Трои, а также на Мальте в жестком режиме телевизионного графика (по 70-90 часов в неделю на протяжении 15 недель). Внушительная энергетика визуального воссоздания эпохи Троянской войны, быть может, пробудила древнюю магию стихий: шли проливные дожди, дул пронизывающий ветер, внося особую напряженность в работу. Но все учасники съемок держались мужественно и сплоченно, так как понимали, что создают великий фильм, неоспоримый шедевр. «Здесь управляют боги», - так оценила «Одиссея» «Los Angeles Times» после его мировой телепремьеры 18, 19 мая 1997 г. в США, которую в те дни посмотрели 50 млн. американцев.
Европейская премьера этого масштабного полотна А.Кончаловского стала самым эффектным событием XX Московского МКФ, в рамках которого «Одиссей» был даже показан москвичам на экране, установленном прямо на улице.
А недавно «Студия «1+1» (впервые в СНГ) продемонстрировала по телевидению Украины легендарного «Одиссея», уже получившего трех телевизионных «Оскаров» - «Эмми» (высшую награду Американской академии телевизионных искусств) за лучшую режиссуру, костюмы и спецэффекты (компания FrameStore, Лондон).
- Андрей Сергеевич, сколько времени вам потребовалось для того, чтобы снять Гомера по заказу NBC?
- Два месяца и две недели подготовки - и 28 лет работы в кино. Я имею в виду, что я снимал Гомера относительно легко, потому что у меня достаточный опыт. Ведь чтобы снять вещь такой художественной сложности, нужно быть высоким профессионалом, нужно обладать навыками, которые приобретаются со временем и которые дают необходимую свободу в профессии.
- По вашему мнению, Голливуд и творческая свобода - понятия синонимичные?
- В Голливуде люди не свободны. Это иллюзия. Но мне повезло, что я стал снимать кино в Америке. Я рад, что уехал за границу. Жаль, что не сделал это раньше - я бы тогда меньше времени потерял. Но так получилось… Я рад, потому что я увидел, как работают другие люди( в Америке, в Европе), увидел, насколько это все сложнее. Потому что деньги, в отличие от России - считаются! К тому же, надо уметь «протаскивать» свои эстетические концепции так, чтобы никто не заметил. Но если вы «звезда» - это другой вопрос: у «звезды» свои законы. Она имеет свободу, точнее, относительно большую свободу (потому что абсолютной свободы не имеет никто: в общем-то люди - рабы или образа жизни или своего образа…). В Голливуде я могу назвать лишь нескольких режиссеров, добившихся такой свободы, получивших карт-бланш: это Спилберг, Коппола, Скорсезе, Земекис, Оливер Стоун…
- Кто из режиссеров, в свое время, оказал на вас влияние?
- Бергман, Куросава, Феллини, Бунюэль, есть и другие… Но эти великие режиссеры оказали наиболее сильное влияние и давление, и от этого влияния я не избавился до сих пор. Да и не хочу избавляться!
- А творчеству каких современных кинорежиссеров вы отдаете предпочтение?
- Френсиса Форда Копполы, Мартина Скорсезе.
- Как возник замысел экранизировать миф Гомера?
- Один американский писатель предложил эту тему Копполе, и тот согласился. Они написали сценарий, но никак не могли найти деньги. Предложили мне - я отказался (мне не понравился сценарий). Два года спустя мне опять позвонили и предложили «Одиссея». Так сложилось, что я как раз хотел поехать работать: нужны были деньги. Я вспомнил, что уже читал этот сценарий, который мне не понравился, и снова сказал «нет». Вскоре мне опять позвонили и спросили: «Что вы хотите в итоге? Почему бы вам немедленно не встретиться с Копполой?» Я выехал в Канны, встретился с Копполой (мы с ним друзья, знаем друг друга 15 лет), и он стал меня уговаривать, пообещав: «У тебя будет абсолютный контроль! Мы дадим тебе карт-бланш». И я подумал: «Ладно, если мне дадут карт-бланш, тогда я смогу переписать сценарий». Вот так все началось: идея ко мне пришла от Копполы и от него она попала в «Hallmark». Они вместе и оплатили проект. Собственно, я и согласился ставить этот фильм только потому, что мне дали возможность, вернее, убедили, что я смогу переписать сценарий. Я написал совсем другой - от предыдущего ничего не осталось. В общем, это была работа от души, потому что я делал свой фильм. А сама эта идея мне вряд ли бы пришла в голову. Так сложно деньги искать! Кошмар! Я бы не стал.
- Намечается ли продолжение вашего так успешно начавшегося сотрудничества с компанией «Hallmark Entertainment» - собственником фильма «Одиссей»?
- Вот сейчас они думают предложить мне снять «Ад» Данте или что-то еще, подобное по масштабу. ( Я хочу снять американскую картину.) Вообще, надо продумывать каждый свой фильм, потому что от него зависит будущая судьба. Не от какого-то другого, а именно от этого!
- Вы хотели бы появиться на экране в своем фильме, например, в главной роли?
- Я мог бы сыграть, но сейчас это сложно, так как хочу снять картину на английском языке, а на английском языке мне играть трудно.
- По какому принципу осуществлялся выбор артистов для фильма «Одиссей»? Зависел ли он от вас?
- В Америке режиссер не выбирает артистов, как в России или в Украине. В Америке есть, грубо говоря, список артистов, которых надо снимать (потому что без них кино не пойдет), список артистов, которых можно снимать (они не помешают, а только помогут), и есть бесконечное количество артистов, которые могут только считать за счастье участвовать в картине. К тому же, американское телевидение имеет свои правила и ограничения. Поэтому у меня скорее было право сказать «нет» на какое-то имя. И то, мне было очень сложно отбиваться, потому что предлагались заведомо ПРАВИЛЬНЫЕ имена. Так, в фильме должны были сниматься артисты, хорошо известные американским телезрителям, но, в то же время, невозможно было привлечь к работе пусть даже самую замечательную «звезду», снимавшуюся, к примеру, в современных американских детективах. Нужно было найти артистов - не американцев по своему происхождению, по типу, нужно было найти такие лица, которым, скажем, пойдет тога, чтобы добиться правдоподобия.
- Что было самым сложным для вас при работе над фильмом?
- Прежде всего «Одиссей» - не сказка, а миф (а это разные вещи). С одной стороны, там действуют выдуманные создания, чудища, с другой - там живут реальные люди и действуют реальные боги. И вот это соединение фантазии, мифа и реальности очень сложно сделать так, чтобы не было эклектично, чтобы все лилось… Я не знал, как это получится, а просто шел, закрыв глаза, вперед. И интуиция мне подсказывала, что и как надо делать. Я многому научился. Но самой сложной проблемой было сделать эпический сценарий и вывести на его фон интимные чувства.
- Вы довольны сценарием?
- Я им горжусь.
- Использовали ли вы в этой работе опыт своих оперных постановок: «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина» в «Ла Скала» и парижской Бастилии?
- Я оперу люблю и умею ее ставить, считаю. Да, в «Одиссее» есть соединение оперы и кино. И «Подземное царство», и «Цирцея», и «Калипсо». оперные сцены, сделанные с ощущением оперы: с размахом, мощно и…
- элегантно?
- Да. И красиво. Должна быть эстетика!
- Вы снимали фильм в нескольких странах…
- Съемки открытых пространств велись в Греции, Турции, павильонные - в Англии. Все океанские сцены я снимал в бассейне на Мальте. «Царство теней» - в кратере вулкана (мне пришла в голову такая идея). В общем, это довольно длительный, сложный процесс соединения многих элементов.
- Современен ли «Одиссей»?
- Современно все, где есть правда чувств и сила убеждения, что волнует и трогает. «Одиссей» имеет все элементы жизни человека, траекторию его жизни: от ухода из дома по обязанности до измены, до соблазна, до падения в соблазн (хотя в Древней Греции соблазна, как мы это понимаем, не существовало). Это миф, который говорит о человеческой судьбе, о том, что любое движение - это движение домой.
- Где ваш дом?
- Мой дом там, где меня любят, и там, где мне дают работу. Два дома, собственно.
- А где вы сейчас, в основном, живете?
- В Лондоне… в Лос-Анджелесе… в Москве. В основном, Лондон - Москва.
- На сегодняшний день какая форма обращения вам больше импонирует: «сэр», «мистер» или «господин»?
- Маэстро.
- Маэстро, у Изабеллы Росселлини в «Одиссее» такие необычайные светящиеся глаза! Это - эффект специальных капель или линз?
- Линзы… У Росселлини черные глаза. А мне надо было сделать ее сероглазой, так как по легенде у Афины были серые глаза.
- В своем фильме вы изобразили богов с некоторой долей юмора. Какой в действительности рисуется вам картина взаимоотношений человека и Высшего Разума?
- Я верю в случай и не верю в закономерность. Хотя бывают удивительные совпадения, а человеку свойственно эти удивительные совпадения возводить в закономерности. Думаю, что даже создание жизни - это случайность, что конгломерат случайностей и есть, собственно, жизнь. Я не верю, что Господь сотворил все за 7 дней. Но верю, что, возможно, существуют какие-то силы, которые нам неподвласты, несоизмеримые с нами, которые проявляются больше и шире, чем мы можем себе представить. Вот живет себе микроб. На него наступил слон - и пошел дальше. Мало того, что микроб вместе с какой-то культурой находится на ноге слона, он не представляет, что сейчас на этой ноге каждую секунду преодолевает расстояния, в сотни миллиардов раз превыщающие его размеры. Он не знает о существовании ни этого слона, ни этого пространства. Потому что слон слишком велик для микроба. Так же и слон не знает о существовании человека. Когда я говорю «слон» (в данном случае), я имею в виду Высший Разум. А нашему микробу, который находится на земле, кажется, что слон только о нем и думает, что он знает о его существовании. Причем одна часть микробов уверена, что слон думает только о них, а другая часть воображает, что он думает только о них. И вот эти микробы между собой дерутся и говорят, что «слон - он в нас, он наш». Вот, может быть, довольно печальный образ, но в какой-то степени, возможно, отражающий взаимоотношения между человеком и Высшим Разумом.
- Как вы считаете, реинкарнация существует?
- Когда говорят о реинкарнации - то так, как будто это закон. Если она и существует, то для людей, у которых абсолютный слух или всего один глаз. Нет закона, который распространяется абсолютно на всех, за исключением движения Времени. И даже Время - относительно…
- Герой вашего фильма Одиссей, вернувшись домой, совершает жестокий акт возмездия. Ваше отношение к мести.
- Человек достаточно несовершенное существо, и реакции его очень далеки от реальности. Христианская идея неотмщения - «И Аз воздам!» - мысль, заслуживающая размышления. Потому что месть ничему не учит, потому что если хочешь что-то изменить - местью этого не добьешься. Можно потерять очень много энергии для достижения такой цели - и напрасно. Но я понимаю философию: убить убийцу своих детей («зуб за зуб»). Но когда это происходит, к примеру, через 70 лет… Человек, который был убийцей - уже не тот человек. Может быть, он бы сейчас уже не убил… Может быть, он эти 70 лет провел в угрызениях совести… Мы же не знаем, как он страдал!.. Или, к примеру, когда сейчас судят военных преступников, которым по 90 лет… Я не говорю о давности преступления. Я говорю о том, что судят другого человека. Конечно, 40 лет назад он должен был быть наказан. Понятие «зуб за зуб» - существует. Но, где-то возмездие необходимо, а где-то оно опоздало. Легко ГОВОРИТЬ о возмездии так же, как легко ГОВОРИТЬ о прощении (смотря кого!). Все приходится раз на раз.
- Правда ли, что в одном из ваших рекламных роликов, снятых на Западе, снималась супруга лорда Чарльза Спенсера?
- Да. Это было на острове в Бразилии 10 лет назад. Мы снимали рекламу пива. Виктория тогда работала фотомоделью: хорошее лицо, красивые зеленые глаза, но - не очень общительная. А потом, как-то листая один из западных журналов, я увидел свадебное фото: на пороге церкви - лорд Спенсер со своей молодой супругой Викторией, лицо которой я узнал.
- Андрей Кончаловский - и женщины…
- О, это целый роман! Я ничего на эту тему не буду пока говорить. Я вот книгу недавно закончил (скоро выйдет в свет). Она называется «Низкие истины». Вот там как раз о том, о чем обычно умалчивают: о жизни за камерой. А второй том будет называться «Возвышающий обман» - о кино, о работе, о жизни перед камерой.