еред входом в London Dockland Arena была организована демонстрация. 200 человек с плакатами, направленными против Polygram Records - компания платит мизерную зарплату своим упаковщикам, - не давали прохода знаменитостям и звёздам, прибывавшим на ежегодную церемонию вручения Bрit Awards, наград в области британской музыкальной индустрии, в понедельник, 9 февраля. Звёзды, музыканты, бизнесмены, политики и поклонники музыки (для разнообразия) собрались в одном зале для того, чтобы отметить успех одной из самых прибыльных отраслей британского экспорта - поп-музыку.
В Британии в музыкальной индустрии задействовано 500 000 людей, и только в 1997 году она принесла 1,8 миллиарда фунтов дохода в казну государства.
Radiohead, Oasis и The Verve демонстративно отказались присутствовать на церемонии вручения Бритов в этом году. «Призы, придуманные бизнесменами, присуждаемые людьми в бизнесе, созданные с единственной целью - продать лишние тысячи копий прошлогодних альбомов и компакт-дисков», - примерно так отвечала каждая из групп на вопрос о своём отношении к наградам.
Открыли шоу Chumbawamba, исполнив свой мега-хит «Tubthumping». В тщетной попытке задать атмосферу всему событию, они изменили текст песни, крича в припеве «Новые лейбористы продали доккеров так же, как они продадут всех нас». Видимо, именно в то время, когда их антиправительственные лозунги исчезали, словно в выхлопных газах огромного экологически вредного грузовика, где-то среди менеджеров, промотеров, директоров с мобильными телефонами в карманах дизайнерских костюмов, попивающих шампанское и говорящих о том, кто на ком сколько заработал, у группы родился План Б.
Позже вечером Данберт Нобейкон, вокалист Чамбы, взял ведёрко для льда, который к тому времени уже растаял, и опрокинул его на голову вице-премьер-министра Джона Прескотта. После этого не совсем трезвого анархиста схватили и отвезли в полицию. Позже его отпустили, не предъявив никаких обвинений. Успокаивать Прескотта пришла Джерри «Spice» Халливолл.
Отец Данберта Нобейкона Рой Хантер поддержал сына по поводу инцидента с Джоном Прескоттом. Мистер Хантер сказал, что для группы это - часть их работы.
На следующий день Chumbawamba сделали заявление, в котором в частности говорится:
«Джон Прескотт - представитель нынешнего правительства. И если он достаточно смел, чтобы посещать события подобного рода ради того, чтобы создать себе и своей партии престижный имидж, он заслуживает всего, что на него можно вылить. Этот акт агит-попа посвящён всем малоимущим классам, которые страдают в руках правительства лейбористов».
В дальнейшем, несколько абстрактном, развитии событий фанаты правительства решили взять реванш - репортёр газеты Daily Mirror, долго прятавшийся с ведром в центре Лондона, дождался, когда группа вышла из своего отеля. Выждав удобный момент, он подскочил к Нобейкону и вылил воду ему на голову. Свидетели сообщают, что Данберт происшедшее воспринял вполне нормально и смеялся.
Самым же серьёзным вопросом остаётся, если Chumbawamba анархисты, почему они не вылили воду на голову боссов EMI, музыкальной корпорации, с которой у них подписан контракт.
Быстро организованный «специальный» приз «За коммерческий успех» спас Spice Girls от неудобной ситуации, когда после выступления на церемонии им пришлось бы идти домой с пустыми руками. Группа, получившая две награды в прошлом году, на этот раз получила только одну номинацию за видеоклип к песне «Spice Up Your Life».
Тут они проиграли своим «соперникам» группе All Saints. Более того, All Saints, которые сами пишут музыку и имеют привычку плохо отзываться о Spice Girls в своих интервью, также победили в категории «Лучший сингл». Несмотря на то, что Джерри и Компания продали рекордное количество альбомов, Британская академия, состоящая из 600 ведущих человек в музыкальной индустрии, проигнорировала Spice Girls при номинации.
Только за две недели до самой церемонии жюри придумало специальный приз, который был вручён группе сразу после их выступления под фонограмму следующего сингла, «Stop».
All Saints, группа из южного Лондона, взявшая своё название из названия улицы All Saints Road, уже долгое время неприязненно относится к Spice Girls, критикуя их за многочисленные рекламные контракты и псевдофеминизм. Мелани Блатт сказала: «Единственное, в чём мы на них похожи, - грудь».
Несколько неожиданно «Candle In The Wind» Элтона Джона, песня, посвящённая принцессе Диане, не стала победителем в категории «Лучший сингл», проиграв тем же All Saints. Однако Элтону был присуждён специальный приз, который даётся в знак признания благотворительной деятельности музыканта или музыкантов. Он находился в это время в Америке, но организаторы нашли выход, попросив одного из его больших поклонников передать статуэтку. Встреча произошла в Белом доме, Вашингтон. Тони Блэр был откровенно рад встрече со своим кумиром и в своей речи ни Ирак, ни имя Билла Клинтона не упоминал, что наверняка должно было внести разнообразие в рутину его американского визита. Элтон Джон посвятил награду своему покойному другу Фреди Меркюри.
После дуэта Ника Кейва и Кайли Миноуг уже ничего не может удивить, но всё равно было интересно смотреть выступление группы Texas с Method Man из Wu-Tang Klan. «Say What You Want» со скретчами и репом и большей инъекцией соул-музыки.
В категории «Лучшая интернациональная артистка» победила Bjork, обойдя Джанет Джексон и Селин Дион. Bjork уже получала Брит в 1994 и 1996 гг. вполне заслуженно. Она также сказала благодарственную речь: «I am a Grate-Ful Grape-Fruit, ha ha», «Я благодарный грейпфрут, ха ха ха» - в переводе ничего не потеряно, по-английски это звучало настолько же сюрреально.
Ричард Брансон, «ведущий британский лётчик воздушных шаров», - странное занятие для человека, владеющего собственной авиакомпанией, - вручил Брит лучшей британской артистке Шоле Аме/Shola Ama.
Jamiroquaey, пришедший без шапки и с бородой и, видимо, поэтому сильно похожий на Ричарда Джеймса (Aphex Twin), объявил о том, что лучшей интернациональной группой (в который раз) были признаны U2, оставив Daft Punk, Hanson и No Doubt без приза. Eels были признаны лучшей новой интернациональной группой. Prodigy прислали видеозапись из Австралии, вяло благодаря за Брит «Лучшая танцевальная группа».
В категории лучшей музыки к фильму - номинации Full Monty, Men In Black, Space Jam, Romeo And Juliet, Trainspotting #2 - победил Full Monty, на этой же неделе получивший четыре номинации на Оскары, включая Оскар за лучший фильм.
Затем ниоткуда появился Дейв Стюарт, давным-давно, возможно, до нашей эры, заработавший себе имя с Eurithmics, - как всегда исполняя дуэт, на этот раз с Shola Ama.
Но вечер принадлежал The Verve, которых, кстати, в зале не было.
В 1995 году Ноэл Галлагер как-то сказал, что Verve были третьей лучшей поп-группой всех времён. Принимая во внимание, что лучшей группой Галлагер, конечно, считает Oasis, а о своей любви к музыке Пола Уэллера и The Jam он говорит при малейшей возможности и долго, даже тогда, когда уже никто не слушает, это был большой комплимент. Тем более что Галлагер сказал: «именно» были.
Поэтому немного иронично, что три года спустя The Verve обошли Oasis, выиграв два самых престижных Брита: «Лучшая группа» и «Лучший альбом». Как и Manic Street Preachers, названные лучшей группой год назад, путь Verve к успеху не был ни коротким, ни гладким. В 1995 году на грани достижения коммерческого успеха с альбомом «Northern Soul» группа распалась. Жизнь, построенная вокруг концертов, наркотиков, постоянных переездов и гостиниц, привела к неизбежному нервному срыву. Гитарист Ник Маккейб, неожиданно решив стать бухгалтером, ушёл, хлопнув дверью, отказываясь говорить с кем-либо, имеющим хоть какое-нибудь отношение к группе. Вокалист Verve, Ричард Ашкрофт, попытался заняться сольной карьерой, но после длительного перерыва понял, что без Маккейба не может. Так началось воскрешение Verve.
Первым их синглом стала песня «Bitter Sweet Symphony», штурмом захватившая хит-парады и своими струнными переходами завоевшая группе тысячи новых поклонников. Успех был несколько омрачён разбирательством с Rolling Stones o «самппле», якобы использованном в песне. Джаггер и Ричардс получили права на проценты с прибыли, принесённой синглом. То, что осталось, Verve пожертвовали в ряд благотворительных фондов.
Но после огромного успеха их второго сингла, «The Drugs Don't Work», стало ясно, что Verve трон покидать не собираются. Их альбом «Urban Hymns» был горячо воспринят теми же критиками, которые были так недовольны «Be Here Now» (Oasis). Кроме того, «Urban Hymns» моментально стал платиновым, в итоге продав больше копий, чем какой-либо другой альбом в 97-м году, за естественным исключением Oasis и Spice Girls.
А на церемонию Бритов Verve не пошли, хоть и были в тот день в Лондоне. Пока Spice Girls открывали рты и танцевали под фонограмму, Verve открыли концерт в помощь бездомным, прошедший одновременно с Бритами в Брикстонской академии.
Шоу в Доклэндс закончилось выступлением группы Fleerwood Mac, получившей Брит за заслуги. Награда была вручена Сэром Джорджем Мартином, легендарным музыкальным продюсером The Beatles.
Сложно сказать, что кто-то был разочарован после всего происшедшего, в основном потому что никто ничего особенного от этой церемонии не ожидал. Впрочем, с определённой точки зрения, тот факт, что Radiohead ничего не выиграли, представляется криминально несправедливым. Ну, а если бы саркастичные шутки были олимпийским видом спорта (подождите ещё лет десять, и не то будет), то в Японию от Британии вполне мог бы поехать Джулиан Клэри, талантливый комик, «демонстративно не скрывающий» свой гомосексуализм, с цитатой с Бритов: «За кулисами меня спросили, смогу ли я на себя взять группу типа Boyzone».