На завершившемся фестивале «Киношок» в Анапе сразу две украинские картины отмечены заметными призами: «Оранжлав» Алана Бадоева — за лучшую режиссерскую работу, «Хеппипипл» — за лучший сценарий.
Фестиваль стал юбилейным — пятнадцатым по счету. Но звезды и гости по какой-то уже устоявшейся почти семейной традиции — практически те же, что и в прежние годы. Видимо, так и замыслили «родители» «Киношока» — актриса Ирина Шевчук и кинодраматург Виктор Мережко. Еще на открытии феста их белые шляпы полетели в зал, словно добрый знак — напоминание о том, что все равно они сюда вернутся. Среди vipов нынешнего «Шока» Алексей Панин, Лидия Федосеева-Шукшина, Ия Нинидзе, Андрей Битов, Борис Грачевский, Владимир Долинский, Владимир Вишневский… Председатель жюри — известный киновед Армен Медведев. На вопрос «ЗН», что он ожидал от фестиваля и какие фильмы, заявленные в программе, ближе ему по духу, ответил: «Начиная с поступления во ВГИК и до сего времени своим любимым фильмом я всегда называю «Мечту» Михаила Ромма с Фаиной Раневской в роли Розы Скороход. А что касается некоего идеального фильма, то я за кино «рукодельное». Для меня важны две вещи: актеры и драматургия. Чтобы было хорошо придумано. А хорошо придумано — это значит хорошо выстроенный сценарий».
Исходя из такого тезиса председателя жюри, украинский фильм «Heppy people», видимо, вписался в концепцию феста. Так как приз за лучший сценарий без учета мнения председателя жюри вряд ли возможен. Впрочем, реакция на этот фильм Александра Шапиро в Анапе была неоднозначной. Говорили, что это сугубо клипмейкерская работа, утверждали, что смысловая суть отошла как бы на второй план. Впрочем, некоторые киноэксперты предрекали авторской манере Шапиро и небывалый прорыв, акцентируя внимание на том, что у картины чувствуется «второе дно». И вообще, лента Шапиро «не поддается» с первого просмотра. В какой-то степени режиссера даже шутя обвинили, мол, нашел ход, который заставляет пересмотреть картину еще раз.
«Оранжлав» Бадоева, естественно, вызвал ожидаемый интерес. Российскую киносреду щекотала несколько провокационная тема, заявленная в названии. Впрочем, фильм оказался совсем не об оранжевой революции… Одних это поразило, других расстроило. Возможно, поначалу этот проект и замышлялся как «исторический». Только в результате оранжевыми остались лишь апельсины да цвет волос героини фильма — в роли виолончелистки Ольга Макеева. А революция — «за окном» картины. Она служит неким будоражащим моментом, отвлекающим героя от основной задачи — проверки на прочность своей любви. Только то, что не смогла сделать революция — сблизить или разлучить героев, — в фильме неожиданно сделал… СПИД. (Парадокс, но в фестивальном каталоге лента заявлена как «лирическая комедия»). Появился в связи с «Оранжлав» на «Киношоке» и исполнитель главной роли Алексей Чадов. У актера какое-то странное обязательство перед продюсерами — не давать интервью (только пресс-конференции). Впрочем, актер нашел мужество поделиться некоторыми откровениями относительно проекта Бадоева: «Я согласился сниматься при условии, что откровенных эротических сцен не будет: только предвкушение и что-то после…» Несмотря на то что картина снискала приз за режиссуру, некоторые критики оказались строги, упрекнув режиссера в «осколчатости» и заданной гламурности истории. В свою очередь режиссер признался, что его волновала не сама история, а только лиризм и чувственность, которые от нее исходят, — и этого нужно было достигнуть благодаря клиповой эстетике. Какими б ни были взгляды на эту картину (большая премьера в Киеве и соответственно шквал рецензий — впереди), молодого украинского режиссера (питомца М.Поплавского, кстати) все же стоит поздравить с первым заметным киноуспехом.
За призами, выигранными украинскими кинематографистами, на сцену почему-то поднялся телеведущий «Интера» Алексей Дивеев-Церковный. Его странная шутка относительно двуязычия в картине «Оранжлав» в сторону жюри и зрителей прозвучала примерно так: «Ну вы ведь все равно не понимали, что именно героиня говорила по-украински!» На это живо отреагировал Армен Медведев: «Мы-то как раз поняли. И даже больше, чем вы думаете…»
В конкурсной программе «Киношока» значилась и новая работа Киры Муратовой — короткометражная лента «Кукла». Увы, главный приз в разделе короткометражного кино достался картине «Яптик-Хэсе» режиссера Эдгара Бартенева.
Ну а главному призу «Киношока» — «Золотой розе» — сверкать теперь в Эстонии, на радость новому президенту с американским прошлым Тоомасу Хендрику Ильвесу. Режиссер Пеэтер Симм получил главную награду за тонкий юмор, красочность и динамичность своей картины «Сыт по горло» (лента была также отмечена дипломом кинопрессы).
Стоя зал приветствовал восхождение на сцену Станислава Любшина. Знаменитому актеру вручили спецприз «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева — и эта награда уж точно не вызвала ни у кого кривотолков.
Комментарий
Сергей Землянухин (программный директор «Киношока»):
— Никто на фестивале специальный «шок» не устраивает. Отбор фильмов — это комбинированный процесс. Да, иногда случались и жуткие разочарования… Когда три года назад Гран-при дали фильму Игоря Минаева. В этом году было особенно трудно, поскольку явного лидера, на мой взгляд, не существует. Но нет и откровенно слабых работ. К сожалению, Украине раньше нечего было показать. Но в этом году появился выбор — сразу несколько картин. Я специально ездил в Киев, просмотрел там все, что можно, потом предлагал в Москве. В равной степени тормошил создателей «Штольни» и «Оранжевого неба». А то, что в итоге в программе оказались две другие работы, так что ж, это нормально — оба режиссера живые люди, они обладают даже определенной харизмой.