"Мне повезло, что работаю с молодыми режиссерами, с поколением, выросшим без совка", - говорит Алла Самойленко, один из известных украинских кастинг-директоров. Ее работу можно оценить в премьерном украинском фильме "Брати. Остання сповідь", в других картинах ("Мелодия для шарманки", "Таинственный остров", "Матч", "Параджанов", "Зеленая кофта", "Поводир" и др.). Недавно Алла приняла участие как кастинг-директор и в проекте "Океана Эльзы" - "Життя починається знов".
- Алла, какие главные качества предполагает эта профессия - кастинг-директор?
- Для успеха в профессии кастинг-директор должен быть, в первую очередь, хорошим коммуникатором, психологом, физиогномистом. Он обязан владеть неким культурным багажом в области кино, театра, живописи.
Киноэкран любит ассоциативность. Поэтому прежде всего важен типаж актера.
Например, типаж "Амели". Сразу понятно, что эта героиня должна быть веселой, легкой, утонченной. А если же поставлена задача найти образ "Мэрилин Монро", то здесь сразу же на первый план выходит подчеркнутая сексуальность.
Сейчас многие талантливые молодые актеры развиты интеллектуально и ориентированы на высокие образцы искусства. Они априори хотят сниматься в качественном кино. Тем не менее, это чрезвычайно зависимая профессия. Зависима от кастинг-директоров, режиссеров, продюсеров.
Несомненно, у каждого кастинг-директора есть свой круг любимцев-актеров, который определяется комфортом в общении и собственным вкусом.
Когда создаешь актерский ансамбль в фильме, то должен также отдавать себе отчет, насколько людям будет комфортно работать плечом к плечу. Стараешься не сводить людей, поссорившихся когда-то.
Главное в выборе актеров - внешнее и внутренне подобие персонажу, некий виртуальный образ, который складывается в воображении кастинг-директора при работе над сценарием. Свое влияние оказывают и просмотр театральных спектаклей, и личное общение с актерами, и то, что я уже "вижу" на экране, т.е. сыгранные в кино роли.
Существует проблема - многие актеры привыкают сниматься в низкопробном кино. В результате они становятся неспособны справляться с задачами, которые ставят для них хорошие режиссеры.
- Понимаю, что на площадке приходится работать и с профессионалами, и с непрофессионалами. Но что нужно человеку для того, чтобы из непрофессионала он стал настоящим артистом?
- Если есть подобное желание, то прежде всего необходим набор фотографий, резюме, где указываются физические параметры, возраст, конкретные навыки (например, игра на пианино, занятие спортом). Нужно, естественно, выложить эту информацию на определенных ресурсах, кастинговых базах.
Человек может по желанию найти и ключевых игроков кинорынка (большие студии), и попробовать поместить свое резюме и фото в их базах данных. Если человек активен и внешне примечателен - возможно все!
Процесс становления из талантливого непрофессионала в замечательного актера может занять несколько лет. Начинать следует подальше от камеры, так проще сориентироваться - массовка, групповка, далее - роли со словами, большие роли... Если этот человек мало-мальски одарен, и ему сопутствует удача, у него есть шансы попасть и в большое кино.
Бывает и такое, что талантливые люди становятся киноактерами и в пожилом возрасте. Например, Маргарита Качулова начала сниматься, когда ей было 63 года, в 65 ей уже давали роли со словами. Еще один персонаж - Володя Беляев, попал в кино в 48 лет. Это человек с примечательной внешностью, которую невозможно забыть. Вскоре начали его снимать "со словами". И… он стал играть брутальных героев. Его фильмография насчитывает уже десятки кинолент. Он также снялся в главной роли в коротком метре "Листопад", в картине, побывавшей на многих фестивалях. И таких случаев немало.
- Чем отличается работа кастинг-директора в большом прокатном кино и в сериальной линейке?
- Когда создается прокатное кино, то вначале возникает замысел, затем - концепция. Далее прописываются образы актеров, на этом этапе работает кастинг-директор. Лишь после этого к делу приступают режиссер и оператор. Получается, здесь кастинг-директор работает совместно с продюсером. Тогда весь фильм работает на интонацию, на атмосферу. Это заграничная модель создания фильма, у нас же кастинг-директор работает в первую очередь с режиссером.
А для сериалов актерский состав зачастую собирается, исходя из вкусов продюсеров канала, для которого снимается продукт. Потому мнение режиссера и кастинг-директора не всегда не учитывается. Функция кастинг-директора сводится к обслуживанию базы и умению быстро предлагать новых кандидатов, взамен отвергнутых.
- В какой степени вы самостоятельны в своей деятельности? Или более зависимы?
- Собственно, все мои любимые фильмы, а именно те, которые получились, -результат того, что я настаивала, убеждала. Верила в того или иного актера.
Давно работаю с Максимом Асадчим. И даже такой опытный продюсер, как он, знает, что если настаиваю на чем-то, то, возможно, и стоит уступить.
Конечно, здорово, когда есть тандем - кастинг-директор и режиссер. Тогда возникает сотворчество. В какой-то момент могу просыпаться среди ночи от осознания правильного решения. Например, однажды, совершенно случайно, увидела актрису Веронику Шостак - на роль Ивги в "Братах". Целый день я провела на кастинге во львовском театре им. Заньковецкой и вечером туда пришла группка студентов. Среди них увидела профиль рыжеволосой девушки. Меня как молнией пронзило - это наша Ивга! Записала с ней пробы. На самом деле, на тот период времени ей было всего 16 лет, а мы искали взрослую 25-30-летнюю актрису. Но есть особенность девочек-галычанок: они выглядят несколько старше. И Вероника необычайно хорошо сыграла взрослую женщину. Насчет этой кандидатуры мне не нужно было долго убеждать режиссера Викторию Трофименко. А вот перед продюсерами нам пришлось отстаивать нашу героиню! Таким же образом настояли на участии в проекте Натальи Половинки.
- А на чем настаивали продюсеры?
- У продюсеров коммерческий подход. Они предполагали большое европейское кино.
Вообще кастинг на фильм "Брати" был трудным. Да и тематика своеобразна. Получала и отказы от интересных людей по причине их принадлежности к православной вере, потому что сюжет картины, по их мнению, пропитан духом католицизма.
В процессе кастинга у меня было два путешествия в Западную Украину. Побывала во многих местах, записывала прекрасное видео с актерами. Даже доехала до аматорского театра в Ивано-Франковской области, в селе Прутивка. Прежде это была Карловка, ячейка "Просвіти". Этому театру на самом деле более 100 лет. Коллектив создает постановки, с которыми впоследствии ездит на аматорские фестивали.
В Западной Украине для "Братів" были найдены Николай Береза, Роман Луцкий. Вообще все актеры в этом фильме из Западной Украины, кроме киевлянина Виктора Демерташа. Подбирали пожилых Станислава и Войтко - под образы молодых героев.
- Из чего состоит для вас сам процесс утверждения того или иного актера на роль в фильме?
- Да из всего! Имеет значение контакт: насколько человек психически подвижный, и какой у него темперамент. Если нужен герой желчный, порывистый, гневный, а я смотрю на человека и понимаю, что его психофизика этого не предусматривает, то на этом этапе лучше дальше не продолжать кастинг. Ведь сейчас общемировая тенденция в связи с особенностью монтажа такова, что кадры на экране меняются достаточно быстро.
Это не продукция 50-60-х, когда все снимали длинным планом, и была высокого уровня драматургия. Тогда была школа, если говорить о советском кино. Сейчас же, например, как в фильме "Безумный Макс" - быстрая нарезка, у зрителя нет возможности долго думать, почему герой такой, а не иной. На первый план выходит внешность, психотип. Эти факты и должны сообщить, "кто" этот герой. Эпоха смоктуновских в кино давно ушла, сейчас кино - это навык.
Поэтому сегодня кино тяготеет к типажности. Как, например, "Зеленая кофта" Владимира Тихого. Данный фильм полон носителей образов.
Еще одна черта современного украинского кино - оно стремится быть несколько красивее, нежели жизнь. В этом мы близки к американцам. А вот европейское кино не спешит следовать этому принципу, там можно встретить не самых красивых актеров.
Но корни наши - украинское поэтическое кино. Поэтому нам и ближе восприятие красоты на экране.
- Говорят, что на одну из главных ролей в украинском фильме "Брати" пробовался Петр Мамонов из России. Это правда?
- Он не пробовался. Он нам сразу отказал. Из-за религиозных убеждений. Из известных актеров были пробы с Петром Бенюком, Адамом Цибульским из Дрогобыча. Понравился, но отказался сниматься, актер из театра им. И.Франко Валерий Дудник.
Помню, пробовался один интереснейший человек из Ивано-Франковска, он был точно таким, каким требовал сценарий, - худой, изможденный, страшный. Но он оказался внутри мягким, как овечка. Как нашелся Олег Петрович Мосийчук на роль старого Войтка? Мне дали телефон худрука Тернопольского театра (у них очень плохой сайт, ничего нельзя рассмотреть). Я позвонила с просьбой о помощи в поиске актеров и по голосу поняла, что это наш Войтко. Ему 54 года, он приехал к нам на пробы. И мы с облегчением вздохнули, ибо поняли: это и есть наш герой. Пластика его лица такова, что его совершенно легко старить. Причем наш художник по гриму Мария Пилунская сделала невероятное - никто и не усомнится, что ему все 75 лет.
Для него работа в "Братах" - редкая удача, учитывая актерскую судьбу этого человека. Только представьте; последний раз он снимался в далеком 1970-м на киностудии им. Довженко. Дикое упущение, что никто из режиссеров его не снимал. Он был безумно красивым. Настоящий герой. Да и актер хороший. Сейчас его снова стали замечать.
- В Украине около сотни театров. В каждом ли из них вы можете найти нужных артистов для съемок?
- Театр театру - рознь. Например, со Львовского театра им. Марии Заньковецкой или из киевского театра им. Франко актеров снимать трудно. У них большой "плюс" -исконно театральная манера игры, рассчитанная на большие залы. Но кинокамера смотрит на актера "близко". И видно все, малейшие нюансы мимики.
- Сегодня от некоторых актеров на телеэкране наш зритель порядком подустал. А где брать новые лица? Глубинка? Ближнее зарубежье?
- Все зависит от проекта. Если проект хорошо оплачиваемый, можно "рыть" и выискивать. Приглашать из-за границы, в том числе. Тем более что гонорары у новеньких, еще не засвеченных актеров всегда будут ниже, чем у столичных известных. Но если говорим о таких звездах, как Стас Боклан из Молодого театра, то и гонорар должен быть соответствующим. Либо актеру должен сильно понравиться материал, чтобы он снялся за умеренные деньги.
Есть негласная табель о рангах, известная узкому кругу профессионалов от кино. Гонорар актера выстраивается сообразно его творческой биографии. Но в принципе, у нас в Украине, актеров, которые могли бы похвастаться тем, что они привлекают кассу, практически нет. Их могут считать такими. Но на самом деле это раздуто, не тот уровень.
Своих звезд нужно и выращивать, и освещать. Но в Украине это делается стихийно. И получается, что повсеместно пиарятся только те, кто представляет кино не самого высокого уровня. Например, звезды сериалов про "золушек" или "ментов". Просто у каналов сильные пиар-службы…
- Что важнее для претендента на ту или иную роль - артистизм или харизма?
- Это сложно разделить. Можно разделить такие понятия, как органика и артистизм. Артистизм - повсеместный кураж, способность и готовность всегда что-то изображать, мгновенно включаться в игру, что-то показывать, имитировать. Но не все наши актеры к этому готовы. Для кино, которое мы видим на экранах телевизора, больше нужна органика, т.е. способность к максимально натуральному существованию в кадре, а излишняя игривость там будет неуместна. Харизма - определение скорее социальное, чем сугубо актерское.
Я вообще не рекомендую артистам, мечтающим о большой карьере в кино, сниматься в рекламе и длинных сериалах. И наоборот, работа в коротком метре у хорошего режиссера - это всегда творчество. Багаж, который не позволит сбить планку. Дальновидные актеры всегда ищут фестивальное кино. Так как это некий класс, их фильмография, резюме.
- У вас был опыт работы с иностранцами?
- Да, и немалый. Мне часто приходилось искать актеров за границей - в Германии, Польше, Литве, Великобритании… Они охотно едут сюда, проявляя искренний интерес к нашему кинопроизводству. Трудно было приглашать иностранцев, когда в Восточной Украине начались военные действия: все стали опасаться.
Я ездила в Болгарию по приглашению продюсера, когда там снимался фильм "300 спартанцев: Расцвет империи". Возила туда наших моделей для съемки.
Это фантастическое явление - "как" работает голливудская площадка. Огромный павильон на 200 человек. Туда привлекают специалистов со всего мира. Все устроено, как машина, как часы. И эта площадка мгновенно затихает по первой команде режиссера: "Мотор! Камера!". Это как симфонический оркестр.
А как у них обращаются с артистами, персоналом, со всеми участниками кинопроцесса! Этот уровень для всех одинаков, независимо от того, звезда ты или персонал. У нас же - наоборот. Если звезда - будут возить, кружить, селить, а если персонал - то брошен на произвол судьбы. В общем, нам есть еще к чему стремиться.
Я же в процессе своей работы поняла, что к каждому человеку нужно относиться, как к родственнику. Если мы делаем проект, то все свое время посвящаешь только этому. Еще такой вид деятельности предусматривает большую личную вовлеченность, тут невозможно с холодным носом быть успешным. Если вкладываешь, то и получаешь.
Верю в наше кино. Из происходящего ныне активного бурления состоится большая индустрия, со своими особенностями и правилами.