UA / RU
Поддержать ZN.ua

Альфред Шнитке – философ от музыки

Выдающемуся композитору, свободолюбивому человеку, тонкому музыкальному философу, обладающему редчайшим юмористическим даром, Альфреду Шнитке исполнилось бы 24 ноября 70 лет...

Автор: Светлана Агрест

Выдающемуся композитору, свободолюбивому человеку, тонкому музыкальному философу, обладающему редчайшим юмористическим даром, Альфреду Шнитке исполнилось бы 24 ноября 70 лет. Его памяти и творчеству был посвящен вечер-концерт в посольстве РФ, где уже второй год проходят традиционные четверги, посвященные выдающимся деятелям мировой культуры.

Композитор родился на Волге, почти всю жизнь прожил в Москве, умер в Германии и упокоился на Новодевичьем кладбище. В его творческом списке более 70 произведений, среди которых оперы «Жизнь с идиотом» и «Одиннадцатая заповедь»; сценическая композиция «Желтый звук»; «Реквием», который, по его словам, «словно подарили ему, так он легко появился», написанный в 1975 году; балеты «Эскизы», «Пер Гюнт», «Лабиринты»; пять симфоний; несколько кантат и много других произведений. Его симфоническую музыку мало, вернее «узко», почитали на родине. Более того, необыкновенного музыканта часто попрекали его широкой международной известностью. Его произведения, многие из которых были с посвящениями, постоянно включали в свои концертные программы Геннадий Рождественский (именно ему посвящено последнее произведение Альфреда Шнитке «Глория») и Юрий Башмет, Владимир Крайнев и Гидон Кремер, Мстислав Ростропович и Курт Мазур…

На родине Альфреда Шнитке широкий круг зрителей знал как автора музыки к фильмам (их более 60), многие из которых вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Достаточно назвать «Ты и я» и «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Прощание», «Агония» и «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова, анимационные работы Андрея Хржановского, «Экипаж», «Сказка странствий» и «Как царь Петр арапа женил» Александра Митты.

«Работа в кино, — говорил композитор в одном из интервью, — была для меня своего рода лабораторией, где я пытался решать какие-то интересные и важные творческие проблемы, где я искал тот сугубо личный «центр», исходя из которого можно было бы разрабатывать нужные мне выразительно-технические приемы, нужную манеру письма. Я много экспериментировал (в хорошем смысле слова), пытался подчас примирить непримиримое. Возможно это тоже оказалось небесполезным…»

Концерт в посольстве РФ вела Юлия Симеонова (внучка знаменитого дирижера), а произведения Шнитке исполняли молодые музыканты — студенты Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского, мастерство которых уже оценили на различных международных конкурсах. С удовольствием играли Шнитке София Сульдина (скрипка) и Оксана Яремчук (фортепиано), исполнившие традиционно-мелодичную «Сюиту в старинном стиле». И шуточный «Моц-арт» для двух скрипок (София Сульдина и Елена Жолдакова). А гвоздем программы стала Соната №1 для виолончели и фортепиано — мудрая, сложная музыка, которую виртуозно технично и с полным проникновением в ее философский смысл исполнили Ольга Заяц (у этой виолончелистки, надеюсь, большое концертное будущее) и Ольга Суворова (фортепиано).

Возникает лишь один вопрос: как можно любить музыку Альфреда Шнитке и не почитать свободу?!