UA / RU
Поддержать ZN.ua

Алексей Козлов: «Мне хочется играть свою музыку»

Он может себе это позволить с полным правом — один лишь музыкальный брэнд «Арсенала», бессменно р...

Автор: Ольга Лебедева

Он может себе это позволить с полным правом — один лишь музыкальный брэнд «Арсенала», бессменно руководимого Козловым, собирает огромные залы, при этом за качество можно ручаться заранее, невзирая на смену состава участников бэнда.

20 ноября обновленная команда маэстро побывала в Киеве. Правда, послушать живьем джазовую легенду смогли немногие, поскольку в казино Freeдом свободно могут чувствовать себя разве что очень обеспеченные люди.

Впрочем, именно на них и рассчитывали организаторы мероприятия, приурочив к концерту и презентацию новейшего собрания сочинений Алексея Козлова, причем не только музыкальных, но и эпистолярных. Ведь помимо активной концертной и композиторской деятельности, у музыканта хватает времени и на литературные экзерсисы — его биографическая книжка «Козел на саксе» в России разошлась в считанные дни после выхода в свет и с тех пор не переиздавалась, невзирая на большой спрос.

Элитный набор, который способен осчастливить любого меломана, не говоря уже о поклонниках творчества Козлова и его ансамбля, действительно выполнен роскошно: три тома произведений, в которых помимо автобиографической прозы уместились рассказы, журнальная публицистика, выполненные в кожаном переплете с отличной полиграфией, плюс шесть дисков практически с полной антологией «Арсенала» и самого Козлова. И все это — в кожаном футляре в виде куба с пластиной, изображающей хитроумный циферблат без стрелок как напоминание о вечности и времени, не властном над художником… Ну и цена соответственная — 500 у.е. Журналистам новинку разрешили подержать в руках и даже полистать новенькие страницы.

Сам же концерт оставил очень странное впечатление. С одной стороны, потрясающий музыкант, возраст которого был и остается только фактом биографии, но никак не поводом для слушательской поблажки. Гарантия качества, которой славился прежний «Арсенал», по-прежнему неизменна, невзирая ни на смену состава, ни на уменьшившееся количество участников. А с другой стороны, на формате концерта, показавшегося непривычно коротким и сдержанным, очевидно, отразилась атмосфера заведения, которая не способствовала обмену зажигательной джазовой энергией с публикой, чинно восседавшей на роскошных диванах концерт-холла.

На пресс-конференции Алексей Семенович честно признался, что в Украине его с командой всегда принимали и ценили гораздо больше, чем на родине. Впрочем, по нынешнему концерту судить было очень сложно, так как гламурная обстановка не особенно располагала к обычным для джазовых сейшенов раскованности и демократичности. Я не большая поклонница концертов во дворце «Украина», где цены за билеты «на звезд» превышают разумные пределы, но даже там умудряются собираться заядлые джазфаны, которые и задают тон концерту, а иногда случается, что партер начинает танцевать на креслах, как это было на выступлении Джорджа Бенсона. В предыдущий приезд Козлова в нашу столицу на сцене дворца «Украина» происходило гораздо более живое и энергичное действо, хоть и не разливали шампанское, да и свечей в бокалах не было.

Свою программу музыкант определил как «сюрреалистический компот в духе постмодернизма», что очень заинтриговало. На деле вышло проще: уйдя от разрозненных композиций в сферу миксов, перетекающих от одной темы к другой в рамках единой пьесы, Козлов, безусловно, существенно разнообразил программу, зато внес смуту в души своих поклонников — тесное соседство таких разных стилей, как, например, классика и фанки, оказалось неожиданным сюрпризом, даже невзирая на давний интерес джазмена к классическому наследию.

Кстати, Алексей Семенович и не скрывает, что последнее время его вдохновляют на творчество такие далекие от джаза композиторы, как Чайковский, Рахманинов и Бородин (сказывается опыт сотрудничества с Квартетом им. Шостаковича ), а также французские импрессионисты, к которым Козлов отнес и Дебюсси с Равелем.

Всего за вечер прозвучало шесть двух- и трехчастных композиций, в которых причудливо сплетались мелодии Коулмена и Бизе, Сати и Козлова, не обошлось и без подлинных хитов вроде Silver Blues, посвященной Хоресу Сильверу. Особое впечатление на публику произвели импровизации ударника Юрия Семенова, да и находки Евгения Шарикова не остались в тени.

Обновленный состав «Арсенала» вместе играет с 1999 года, причем в его звучании собрана и буйная «арсенальская» молодость, и мастерский опыт лидера ансамбля, который не только преумножал и совершенствовал свой талант саксофониста, но и активно писал собственную музыку. Как говорит Алексей Козлов, невзирая на всю любовь к американскому джазу, на сегодняшний день ему нравится играть свое, авторское. А поскольку запас импровизаций в загашнике и вправду неистощимый, остается лишь поражаться энергии этого уникального человека, который не боялся играть джаз в Советском Союзе, ездил на гастроли по всему миру как символ советского, а впоследствии — российского джазового направления и который в свои 69 заряжает энергией не только свою команду, но и зал.

Музыку Козлов пишет разную — и философскую, и ностальгическую, но делает это исключительно на компьютере. Причем и в этом он оказался одним из пионеров, когда компьютеры были во много раз проще, а программы к ним — несовершеннее и примитивнее. Особенно увлекают его в последнее время эксперименты в области темпа и ритма — в привезенных на киевский вечер композициях эта тенденция четко прослеживалась, покольку само понятие постоянного темпа представало очень размытым и неопределенным, предоставляя фантазии музыкантов чувствовать себя предельно свободно.

Кстати, на вопрос одной из журналисток о том, можно ли научиться джазу, Алексей Семенович, имеющий небольшой, но показательный преподавательский опыт, сразу ответил «нет». И объяснил — импровизаторами не становятся, ими рождаются, потому что настоящий импровизатор всегда против течения, он нонконформист по сути и состоянию души и будет играть не по нотам. Если и можно учиться импровизировать, то уж никак не по часам под заботливым взглядом преподавателя, а от души, наедине. И только потом, когда свободой пропитаешься насквозь, можно идти заряжать ею зал. Хотелось бы думать, что в следующий приезд свободы будет хватать не только музыкантам, но и публике, а поддержать любимого и всегда долгожданного джазиста с его замечательным ансамблем смогут все желающие.