UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЛЕКСАНДРА КОВАЛЬ: «ВСЕ РЕШЕНИЯ ЖЮРИ — ЭТО КОНСЕНСУС СУБЪЕКТИВНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ»

Президент Форума издателей во Львове Александра Коваль не считает эту наиболее резонансную книжную акцию в Украине делом своей жизни...

Автор: Андрей Бондар

Президент Форума издателей во Львове Александра Коваль не считает эту наиболее резонансную книжную акцию в Украине делом своей жизни. И хотя г-жа Коваль скромно признается, что хотела бы заниматься совершенно другими вещами — прежде всего издавать энциклопедии, — она из года в год настойчиво делает свое благородное дело. Как все на самом деле было на этот раз, корреспондент «ЗН» решил узнать непосредственно из первых рук.

— Госпожа Коваль, что является, по вашему мнению, самым большим достижением девятого Форума издателей?

Что касается «свершений и достижений», наверное, одним из них является то, что Форум издателей начал жить своей собственной жизнью, и я порой думаю о нем, как о живом существе... Уже весной, когда еще даже окончательно не определена дата проведения мероприятия, начинают звонить издатели, заявляют о своем участии, рассказывают, какие книги они готовят специально для Форума, заказывают время на презентации, то есть самостоятельно, «интерактивно» его формируют. Звонят львовяне и жители других городов — чтобы не пропустить, чтобы в который раз встретиться с писателями, с друзьями, с книгой в конце концов. И здесь очень мало зависит лично от меня, от моих собственных вкусов. Возможно, я в самом деле уделяю этому процессу слишком мало времени? Наверное, к следующему году я тщательнее продумаю формат, может, тогда будет меньше упреков. Вы же слышали нарекания на плохую организацию? Да, большинство из них связаны с нехваткой места: тесно и участникам, и гостям, и посетителям. Мне обидно это слышать, поскольку далеко не все зависит от дирекции или от меня.

Львов — замечательный город с какой-то неповторимой аурой, которой я, к сожалению, не ощущаю, поскольку в этой ауре выросла, а во время Форума вижу только слишком узкие улицы и плохие транспортные развязки, препятствующие и участникам Форума, и жителям, недоразвитую туристическую инфраструктуру — отели слишком дорогие и слишком совковые, патовую ситуацию с самим Дворцом искусств, где проходит Форум. Ведь дворец совершенно не приспособлен ни к подобному размаху экспозиции, ни к такому количеству посетителей. Если бы вы меня спросили, что я чувствую во время проведения акции, это — тревогу, поскольку в такой толпе может случиться что угодно. А после Форума — камень с души, обошлось. Но ведь так не может дальше продолжаться, если не удастся выгадать что-то с помещением или же изменить регламент работы, я забуду, что это «дело жизни» и освобожу себя от этой «благородной обязанности», поскольку не намерена пренебречь чьей-то жизнью.

Но когда смотрю на это глазами постороннего — очередь за книгами очень радует, это в самом деле положительный признак, что в нашей стране все будет хорошо, что общество в общем имеет правильную систему ценностей. Вы видели где-нибудь на выставках столько молодежи? Ну, разумеется, на компьютерных, но ведь здесь какие-то замшелые книжки... Наверное, их еще будут читать какое-то время, как вы полагаете? Также мне кажется, что очень важным для создания настроения является постоянное присутствие на Форуме украинских авторов, имена которых известны всем «читающим украинское» — Винничук, Андрухович, Курков, Ешкилев, Рымарук и много-много других. Так вот, этих талантливых людей можно не только услышать на презентациях или получить автограф, но и потолкаться в той же форумной давке или даже выпить с ними, кофе, конечно же, и понаблюдать за процессом творчества...

— Что отличает Форум от других книжных выставок?

Я в самом деле не берусь сравнивать его с другими украинскими книжными ярмарками, поскольку со стыдом должна признать, что ни в Одессе, ни в Харькове ни разу не была. «Книжный сад» трогает, поскольку, по мнению организаторов, является отчетом издателей перед украинским народом, а «Книжный мир» организован как ярмарка, по моему мнению, очень профессионально, прекрасное оснащение, достаточно пространства, участники могут спокойно решить бизнес-вопросы в своем кругу, а у нас бесконечные акции и презентации. Кто-то писал, что их в этом году было 78. Разве это много? Программа Франкфуртской ярмарки — это 78 страниц мелкого текста акций и презентаций!

— Совпадают ли результаты работы жюри Форума с вашими личными симпатиями?

К удивлению, в этом году они почти совпали. В прошлые годы я вообще не заходила в комнату, где работало жюри, чтобы «не давить», поскольку у меня свои любимчики, а отказать мне трудно... Нынешнее жюри невозможно заподозрить в том, что они лоббировали какие-то издания, руководствовались персональными симпатиями или политическими мотивами. Несмотря на огромное количество присланных на конкурс книг, глубокоуважаемые члены жюри тщательно изучали, оценивали каждую из них, а потом дискутировали и взвешено обосновывали свой выбор. Я искренне признательна им за их труд, любовь к книге и симпатии к Форуму. Надеюсь, что они согласятся почтить нас своим присутствием и в следующие годы. Я знаю, что решение жюри вызывало различную реакцию, но существуют ли объективные критерии для оценки книг? Все решения жюри — это консенсус субъективных впечатлений.

— Можете ли вы назвать свои любимые украинские издательства?

У меня нет любимых издательств, у меня есть любимые книги. В прошлом году это была «Алиса» Малковича, в этом — перфектно-субтильные поэзии Марьяны Савки от «Видавництва Старого Лева». Понятное, что самые лучшие украинские издательства имеют своих симпатиков, например, «Видавництво Соломії Павличко Основи», «Кальварія», «Фоліо», «Класика», «Літопис», «Дух і Літера», «Критика», «Факт», «Лілея-НВ» и многие другие.

— Какова, по вашему мнению, перспектива издательств, пытающихся издавать литературу для массового читателя?

Некоторые издатели, среди них Петр Мацкевич с «Коронацией слова» или братья Капрановы с «Золотым бабаем», верят и убеждают других, что массовая украинская литература существует. Я хотела бы ошибаться, так как эти издатели в самом деле заполняют нишу и создают прецедент, тем не менее большого интереса на рынке я не вижу. Массовая литература — это большое количество названий доступных по смыслу и цене книг «легких» жанров, изданных массовыми (по моему мнению, более 100 тысяч) тиражами. В Украине недостает и названий, и тиражей. Но в Польше ситуация тоже не лучше, выручают переводы тех же русских авторов... У нас их и переводить не нужно. Возможно, так и останется: массовые жанры — по-русски, а по-украински — бессмертные произведения.

— Наблюдается ли интерес к Форуму со стороны украинских книжных магазинов, которых в последнее время стало больше?

Книжных магазинов в Украине в самом деле прибыло. По крайней мере, на пять: четыре «Орфея» и одна «Буква». На Форуме более продвинутые, конечно, бывают, но профессионализм и организация книжной торговли в Украине вместе с проблемами, ею порождаемыми, — это отдельная большая тема.

— Что, по вашему мнению, является главным тормозом украинского книжного бизнеса?

Причин несколько: недостаточное количество оборотных средств и собственного капитала у издателей, недоразвитая информационная структура, парализованная дистрибуция и перманентно агонизирующая розничная торговля. Как следствие, неудовлетворенный спрос, углубленный общим спадом заинтересованности чтением, — и круг повторяется, тиражи уменьшаются, цены растут, книга не находит читателя, а читатель, не найдя украинской, покупает русскую. Но это, как и государственное регулирование издательской и книготорговой сферы, а также подготовленный нами проект Программы пропаганды чтения в Украине может стать темой отдельной крупной дискуссии.

— Зависит ли прогресс в книгоиздании от конкретных сил или личностей, которые могут прийти к власти?

Я так не думаю. Сейчас готовится и, очевидно, будет принят закон о поддержке книгоиздания. Я не вижу прямой зависимости между льготами для издателей и книготорговцев и значительным улучшением ситуации в отрасли. Дай Бог, чтобы все случилось, как написано в этих обоснованиях, что якобы освобождение от налога на прибыль должно удвоить в следующем году предложение на украинском рынке. Подходя к тому с калькулятором в руках, я пока что не могу этого утверждать. Что же касается политиков, то все они, независимо от политического спектра, должны читать и отдавать себе отчет, что их дети должны читать то, что выйдет в Украине. Я скорее жду появления новых авторов в украинской литературе с особым мировосприятием и неповторимым стилем, нежели каких-то кардинальных политических изменений. Например, сейчас в мире становится бешено популярной группа англоязычных латиноамериканских писателей, называемая «McOndo». Они окончательно развеяли стереотип латиноамериканской литературы как интересующейся мистикой, фольклором, мифологией... Своим появлением они оживили интерес к местным литературам, став, вместе с тем, и выразителями новых литературных идей (среди которых описание жизни современного города, проблемы молодежи, секс), и разрушителями литературных штампов. Сначала их никто не хотел печатать, литературные критики буквально бойкотировали их существование. Но, осуществив одну-две публикации в Интернете, они устроили настоящий бум в мире. Каждая следующая вещь, которую они предлагают, создает очереди среди издателей, а гонорары достигают нескольких сотен тысяч долларов за первую публикацию. Например, один из романов уругвайской писательницы из этой группы разошелся во Франции тиражом в 600 тысяч экземпляров! Это на самом деле массовая литература, мода и популярность! Следовательно, полагаю, изменения возможны с приходом новых авторских идей и разрушением застывших канонов и стереотипов восприятия.