UA / RU
Поддержать ZN.ua

Александра Коваль: "Из-за бюрократических преград Украинский институт книги не может использовать средства на необходимую ныне деятельность"

О возможных перспективах Украинского института книги.

Автор: Екатерина Константинова

С 19 по 23 сентября во Львове состоится 25 Book Forum, президентом которого является пани Александра Коваль.

И относительно недавно она же победила в конкурсе на должность директора Украинского института книги (хотя пока официально и не назначена). Пани Коваль рассказывает о возможных перспективах Украинского института книги и о связанных с предстоящим Форумом финансовых рисках.

- Да, пока что официально я не назначена директором Института книги, ведь должна закончить работу на Форуме, - говорит Александра Коваль. - А работать одновременно по двум таким направлениям очень сложно. Там и там множество разных вопросов и проблем, требующих решения.

Александра Коваль / Facebook

- Пани Александра, а собственно - когда вы должны приступить к исполнению обязанностей директора Украинского института книги? Как известно, в этом учреждении было уже немало заметных кадровых проблем.

- Надеюсь, что приказ о назначении будет уже в октябре. Там сформирован коллектив, компетентные люди, утвержден устав, есть счет, есть помещение в Киево-Печерской Лавре. Штатное расписание - около 30 человек.

- Если говорить о возможностях и перспективах, реализацию которых предусматривает именно этот институт, от чего вам предстоит отталкиваться, когда непосредственно начнете работу?

- Как я уже заметила, на самом деле там все сложно. Например, в Институте книги уже утвержден бюджет на издание книг по программе "Украинская книга" (раньше этим проектом занималось Гостелерадио???). Вроде бы есть средства, и довольно неплохие, это где-то около 120 миллионов гривен. Но из-за определенных бюрократических механизмов Институт книги не имеет права использовать средства на необходимую ныне деятельность.

- В чем дело?

- В том, что этот бюджет закладывался еще в середине прошлого года. И, казалось бы, руководитель института (а Институт подчинен непосредственно Министерству культуры) должен в соответствии с новыми требованиями распределять средства - в соответствии с потребностями.

И лично я всегда была против того, чтобы государство "заказывало" книги, которых еще нет. Или даже если оно и "заказывает", то это должны быть издания, список которых довольно ограничен: научные книги, энциклопедические издания, академические, писатели-классики. Это должно быть.

Вместе с тем в рамках этого бюджета ничего не было заложено на пополнение библиотечных фондов Украины.

И вот представьте ситуацию: продолжаются бюрократические процедуры, есть проблемы с руководством, увольняется директор, что-то где-то не складывается... А для того чтобы программа "Украинская книга" была реализована удачно и эффективно, такой конкурс надо было объявить еще в марте 2018-го! Или, самое позднее, - в апреле.

Но когда все это дотянулось вплоть до июня 2018-го, всем стало понятно, что, к сожалению, никакая "Украинская книга" своевременно состояться не может. Это просто нереально. Вместе с тем украинские библиотеки могут остаться без новых книг, ведь на их закупку не предусмотрено никаких средств. И нигде!

- Действительно, ситуация словно зашла в тупик. И как из этого тупика искать выход, чтобы не лишиться средств, предназначенных для Института?

- Ну, конечно, началась эпопея - обращение в различные инстанции, чтобы Украинскому институту книги разрешили использовать его же средства. То есть 120 миллионов гривен - на закупку книг для библиотек. Но времени мало. Считайте, дедлайн - 17 сентября, когда Институт может об этом объявить.

В то же время у Минфина своя позиция: они считают нецелесообразным использование этих миллионов на пополнение библиотечных фондов Украины. Они хотели бы, чтобы были изданы новые книги, так, как это и было зафиксировано в их целевом назначении.

Тогда возникают вопросы: почему именно Минфин знает, на что Минкульту расходовать, собственно, свои же средства?

И если Минфин все знает, то, может, Минкульт нам вообще и не нужен? Так пожалуйста, все бы и отдали решать Минфину, - что писать поэтам, как плясать танцорам.

Это, конечно, горькая шутка, но существует реальность. Судьба миллионов, которую должен использовать Институт книги, к сожалению, зависла в воздухе. А эта сумма весомая, такой еще не было.

- Следовательно, вы считаете, что эти средства вообще могут исчезнуть?

- Если они не будут использованы и если не успеть реализовать все бюджетные процедуры, так и может произойти. Поскольку в действительности это длительный процесс.

На самом деле это очень серьезная проблема. Может быть большое отчаяние, ведь для такой огромной страны, как наша, где свыше 16 тысяч публичных библиотек, новые книги крайне необходимы.

Вместе с тем это важно и для издателей, они тоже рассчитывают, что их книги попадут в библиотеки.

И, кстати, если еще два года назад у нас говорили о росте украинского книгоиздания, то уже сегодня наблюдается его спад. Существуют проблемы пиратства, другие проблемы.

- Если все же обобщить основные стратегические направления Института книги, какие из них прежде всего следует реализовать?

- Прежде чем мечтать о каких-либо "направлениях", надо внести изменения в устав Украинского института книги, ведь он был принят очень поспешно, и далеко не все учтено.

- Что все-таки там не учтено?

- В частности, в уставе должен быть расширен спектр направлений деятельности. Я лично считаю, что одной из самых важных задач такого Института является промоция чтения украинской литературы. Как в Украине, так и за границей.

Это программа поддержки переводов, а также программа поддержки разнообразных мероприятий, содействующих распространению чтения. Такая программа должна быть разработана и согласована с Министерством образования. Ведь украинская школа - одна из основных площадок для популяризации чтения. Но пока что в соответствии с действующим уставом Институт этим заниматься якобы не может, поскольку у нас это не прописано.

- Сознательно не прописано - или просто не обо всем вспомнили, когда писали?

- Почему это может быть сознательно? Это действительно важные вещи, но разработчики документа, очевидно, считали, что Институт только начинает свою деятельность.

- Возглавив Украинский институт книги, будете ли держать руку на пульсе Львовского форума?

- Должна оставить работу на Форуме, даже выйти из ОО "Форум издателей". Таковы порядки, таковы требования. Кроме того, я считаю, что Форум уже достаточно окреп, чтобы двигаться дальше, поскольку там есть люди, имеющие большой опыт работы.

К тому же, если речь идет об ОО, то это выборная должность, - кого-то изберут. И это уже будет решать общее собрание организации.

Вы знаете, я очень люблю Форум, отдала ему очень много. И, очевидно, есть какая-то ирония судьбы, что именно 25-й, нынешний Форум, для меня словно символический... Итоговый.

Что же касается Института книги, я вообще не собиралась идти на этот конкурс, но меня об этом просили люди, которых я уважаю и люблю. Ведь сама много лет подряд говорила, что такой Институт нам нужен. И программы Института должны быть систематизированы - под государственным патронатом. Ни одна из общественных организаций, и даже их совокупность, не в состоянии изменить ситуацию к лучшему в украинском книгоиздании. Если не будет системного подхода к этой теме, если не будет четкой координации действий с привлечением Министерства культуры, Министерства образования.

На мой взгляд, нет смысла в активной "промоции" украинских книг, если наши библиотеки полупусты и туда никто не ходит, если полуразрушена система украинского книгоиздания. И если полно пиратского контента в Интернете.

Поэтому, возвращаясь к началу разговора, еще раз подчеркну, что именно наполнение библиотек новыми украинскими книгами станет заметным шагом.

Очень хочу, чтобы программа нынешней закупки книг была реализована. Тем более что сейчас сельские, районные библиотеки находятся в подчинении территориальных громад. А многие громады готовы отказаться от них.

То есть библиотеки как бы никому не нужны. И к такой ситуации привела именно популистская политика предыдущих правительств. Вроде бы у нас более 16 тысяч библиотек публичных - а это огромное количество для такой бедной страны, как наша, - но содержать их на средства бюджета почти невозможно.

Библиотечную реформу надо было начать давным-давно. Возможно, надо думать и о сокращении определенного количества библиотек, но никоим образом не оставлять народ без чтения. Особенно тех, кто живет в глухих селах, без доступа к книгам. То есть надо думать об открытии мобильных библиотек.

- В целом, кто-то двигает этот вопрос - библиотечной реформы?

- Надо иметь четкое понимание целой картины - посещаемость библиотек, их наполнение новыми книгами. Также надо развивать систему библиобусов, которые бы, скажем, раз в неделю или раз в две недели объезжали села, привозили туда новые книги и забирали прочитанные.

Это довольно эффективная система. И, думаю, она не будет затратнее, чем содержание некоторых библиотек.

- Институт книги, скажем, может взять на себя эту деятельность как одно из направлений?

- Согласно уставу, Институт не должен этим заниматься. С другой стороны, на Институт книги возлагаются порой какие-то уж слишком большие ожидания! А это всего лишь одно из учреждений, у которого роль довольно ограниченная. Такое учреждение уж точно не спасет страну - ни в законодательной, ни в исполнительной сферах.

- Если вернуться к теме юбилейного, 25-го Форума издателей, какова ныне ситуация вокруг мероприятия? Ведь Форум юбилейный, и, очевидно, есть какие-то особые ожидания?

- Надеялись, что именно юбилейный Форум пройдет несколько легче, чем предыдущий. И я наивно считала, что это не только наш праздник, но и праздник для многих других людей. Нам даже подтвердили достаточно серьезное бюджетное финансирование юбилейного Форума. Еще в марте договаривались о 3 миллионах гривен. Потом постепенно все сократилось до 1 миллиона 400 тысяч.

К сожалению, в последнее время не было подтверждения Минфина о том, что средства все же поступят. А как вы понимаете, есть большой объем работы, с людьми заключены соглашения, программа предусматривает, что средства будут.

То есть существует множество затрат. И я не представляю, как мы все это вытянем. Форум должны посетить около 80 авторов из 25 стран мира. Будут сотни мероприятий. Это огромный проект. Вот, скажем, в Кракове есть фестиваль примерно такого же формата: там на 80 участников и 80 мероприятий бюджет предусматривает 200 тысяч долларов. И этот бюджет выделяет город.

- Все же есть ожидания, что из-за финансовых неурядиц мероприятия не будут отменены?

- Не знаю. Надеюсь на лучшее.

- Если говорить о важных гостях юбилейного Форума...

- Их много! Знаковые имена современной литературы, культуры, политики. В частности, Фредерик Бегбедер, которого даже не следует рекомендовать, ведь это всемирно известный автор. Будет Энн Эпплбаум, автор книги "Красный голод". Это очень важный человек для Форума, для интеллектуалов всей Украины. Ведь именно Энн ныне один из главных адвокатов нашей страны в целом мире. Она из Америки, жена Радослава Сикорского, бывшего министра иностранных дел Польши. И ее исследование о Голодоморе в Украине, конечно, не совпадает с мнением российских историков. Она постоянно поддерживает Украину в борьбе против России.

Мы должны ценить таких людей.

Среди важных гостей - Марси Шор, журналистка, историк, автор книги о Майдане. Она тоже является в высоком понимании адвокатом нашей страны.

Будет Януш Вишневский, которого у нас все любят.

И будет новый для Украины автор - Яцек Дукай, написавший огромный роман-утопию, действие которого происходит в России.

Будет Питер Уоттс, это канадский фантаст, который никогда не был в Украине, и у нас впервые переведены его произведения.

Понимаете, нет никакого смысла гнаться за какими-то рекордами, превосходя самих себя в вопросе количества гостей или количества презентаций. Поскольку это неправильно. Мы уже как-то превзошли "самих себя", когда пригласили Пауло Коэльо. И с того времени от Форума издателей ожидают какого-то чуда. Возможно, ожидают, что приедет Стивен Кинг, или Джоан Роулинг, или другие авторы, издаваемые миллионными тиражами?

Но вы ведь понимаете, что пока такое почти невозможно, поскольку их визиты мог бы покрыть только фанатичный спонсор.

К тому же есть парадокс. Тиражи их книг в Украине - даже самых популярных - далеко не дотягивают до того, что могло бы быть именно у нас, в стране с более чем 40-миллионным населением.

- Есть ли статистика прошлогоднего Форума издателей? Скажем, количество книг, купленных на Форуме? Количество посетителей?

- Несколько раз проводили различные опросы. Правда, непосредственно издатели данных нам не дают. Но проводим опросы посетителей на выходе. Например, сколько книг приобрели? В среднем где-то вышло 6 книг на одного посетителя. Это хорошая цифра.

Правда, не знаю, как это выглядит финансово. К тому же сейчас все должно дорожать в книгоиздании. Поскольку изготовление книги предусматривает валютную составляющую, то есть цена на бумагу высокая, а еще есть авторские права, особенно если книга иностранная.

Наши издатели, конечно, хотели бы приблизиться к европейским ценам и стандартам. Они говорят, что их прибыли довольно низки по сравнению с теми же западными ценами, существующими на сегодняшний день.

Хотя для меня, как для покупателя, в действительности все наоборот: цены высокие. И если в крупных городах у людей хотя бы есть деньги на книги, то что уж говорить о маленьких населенных пунктах! Да и соцсети забирают значительную аудиторию читателей.

- Фокусная тема юбилейного Форума - "Рынок свободы". Как расшифровать этот месседж?

- Возможно, этот месседж звучит и не очень празднично. Но мне такая тема кажется важной. Прежде всего при формировании тематики смотрим, что происходило в мире 50, 100, 200 лет назад.

Например, в 2014-м у нас была тема, посвященная 100-летию Первой мировой войны. Так совпало, что и в Украине началась война...

В этом году мир отмечает 50-летие бархатных революций. И мы решили, что вновь следует говорить о свободе. Хотя слово "свобода" у нас периодически повторяется в темах различных форумов.

Так что говорили, совещались, пришли к выводу, что понятие "свободы" сегодня в целом - нивелировано, девальвировано. Происходит торговля этим понятием. С другой стороны, "рынок" - определенная контроверсивность.

Следовательно, людям следует задуматься, действительно ли для них свобода является основной ценностью? Поскольку если такая "свобода" часто означает безответственность, хаос и нежелание считаться с другими нормами - это далеко не свобода...

- Кроме "свободы", какие еще ценности, на ваш взгляд, требуют сегодня особого акцента, постоянного напоминания о них?

- Прежде всего - человеческая жизнь. К сожалению, она сегодня порой стоит немного, особенно если задуматься, к чему могут привести технологии, искусственный интеллект. Вроде бы все радостно, дескать, рутинную работу возьмут на себя роботы. А где место человека? Меня иногда упрекают в том, что я временами пессимистически настроена, а надо наоборот - быть только положительной. Возможно, и надо! Но я другой не буду.