UA / RU
Поддержать ZN.ua

Александр Роднянский: «С «1+1» КОНКУРИРОВАТЬ БУДЕТ НЕПРОСТО»

Телеканалу «1+1» исполняется пять лет. Первый юбилей, когда уже можно подводить итоги и вполне уместно говорить о достижениях...

Автор: Анна Соболевская

Телеканалу «1+1» исполняется пять лет. Первый юбилей, когда уже можно подводить итоги и вполне уместно говорить о достижениях. А они очевидны. Это создание нового стандарта качества телевизионного вещания и оригинального визуального образа и как результат — вполне конкурентоспособного национального телевизионного продукта, на который есть спрос и на ТВ соседних государств. Но главное — постоянный интерес и доверие многочисленной телеаудитории Украины. В этом отношении «1+1» можно смело назвать, пожалуй, самой яркой иллюстрацией к тезису о том, что украинское телевидение является едва ли не единственной отраслью экономики, которая на фоне общей стагнации способна успешно развиваться. Причем «1+1» не только наращивает объемы производства, но и «не поступается принципами». О том, чего это стоит, учитывая национальные особенности украинской политики и экономики, догадываются, наверное, только профессионалы, а знает наверняка — генеральный продюсер канала Александр Роднянский.

— Если говорить о неких базовых принципах, которые остаются неизменными, то они скорее человеческие, нежели стратегические с точки зрения развития компании. Велико желание быть популярными и при этом — интеллигентными, современными и стильными и при этом — интересными для очень разных общественных групп и слоев. Хочется быть успешными и цитируемыми и при этом не превращаться в попсу и не скатываться на уровень абсолютного маскульта. Все то, что мешает нормальному (если брать сугубо экономическую сторону) развитию, все эти рефлексии и сантименты, характерные для российской, украинской, советской и постсоветской интеллигенции, присущи и нам. С одной стороны, это может быть нашей большой слабостью, с другой — силой. Потому что в бесконечном потоке массового продукта время от времени проскакивают островки живого воздуха, к которому очень часто причастны и мы. Поэтому говорить о том, что получилось и что не получилось за пять лет, — непросто. Многое откорректировала жизнь. Конечно, мы откликались на то, чего требовала зрительская аудитория, каждый раз оставляя за собой право на иллюзию, что мы тоже можем что-то зрительской аудитории предложить, к чему она привыкнет и что станет популярным. Часто ошибались, но достаточно быстро и гибко реагировали. В таких постоянных диалогах со зрителями происходило наше становление и развитие. Главное же, что мы не говорим на разных языках: диалог хорош, когда говорят на одном языке, когда точно понимают терминологию друг друга. Если зритель смотрит одну передачу и не смотрит другую, то мы не должны делать вывод, что все нужно делать только так, а не иначе. Или наоборот, если передача провалилась, из этого не следует, что подобное направление для нас закрыто. Вот это принципиальные, существенные для нас вещи, которые привели к тому, что на данный момент «1+1» остается, конечно же, семейным каналом, в эфире которого есть все: от новостей и общественно- развлекательных передач до шоу, от развлекательных до политических передач, от сериалов собственного производства до кинопоказа самого широкого спектра.

Понятно, что с ростом конкуренции на украинском ТВ-рынке вычленились группы аудитории, предпочитающие тот или иной канал, который в большей степени соответствует их вкусам и настроениям. Наша же аудитория состоит из нескольких очень важных и дорогих для нас типов телезрителей, которых мы будем пытаться удержать. Это в первую очередь молодежь и «молодые взрослые» (если использовать английскую кальку), средний возраст которых 35 лет. Это те зрители, которые все эти пять лет с каналом жили и, я надеюсь, будут жить и дальше. Мы их подчас не удовлетворяли, часто радовали, но всегда были рядом и, я верю, стали частью их жизни. Во-вторых, это остатки интеллигенции, все еще надеющейся встретить телевидение разумное и витаминозное, способное удовлетворить их достаточно высокие запросы. Именно такое ТВ мы время от времени пытаемся делать и будем развивать его в значительно большей степени, чем раньше. И в-третьих, это те, кто идентифицирует себя с государством Украина. «1+1» не просто украиноязычный канал, он украинский по сути, поскольку старается репрезентировать интересы украинского общества во всех аспектах человеческой жизни и существования.

И все-таки прямо сказать: да, нам удалось реализовать то, что пять лет назад мы утверждали и задумывали, — я не могу. Для того и жизнь, чтобы каждый раз сверять наши теоретические желания с практическими возможностями.

— Для многих телезрителей лицо любого канала определяет информация — ее количество и качество. Среди украинских информационных программ ТСН имеет стабильно высокий и растущий рейтинг. Между тем зрители, отдавая дань поискам и экспериментам канала в области политических и аналитических программ, нередко ощущают их дефицит. В чем трудности — объективные и субъективные — создания подобных передач? Каковы планы на будущее?

— Здесь комплекс причин. Очень много искали сами, многого хотели, пытались делать украинский аналог НТВ — не вышло. Сказалась и наша неготовность, и отличие нашей среды (это уже объективная причина). Все-таки украинская политика в значительно большей степени, нежели российская, закрыта от общественного рассмотрения. А превращается она в интересное зрелище, бесконечный драматический сериал только в том случае, если она открыта, когда есть возможность следить за единоборствами отдельных политиков, за конфликтами политических групп и партий, с переменным успехом, захватом власти, переходами инициативы от одних к другим. Поскольку наше общество очень медленно перерастает эту фазу перехода из единой массы в группу разрозненных, несчастливых, но все-таки индивидуумов, то есть очень медленно формируется так называемое гражданское общество, то телевидение не может в достаточной степени эффективно, интенсивно и интересно рассказывать о политике так, чтобы это вызывало интерес широких, подчас даже не очень интересующихся политикой, зрительских кругов. Это первое. Второе: мы всегда хотели делать сбалансированное телевидение, лояльное по отношению к государству, законно избранным представителям всех ветвей власти. В условиях общественного сознания, воспринимающего политическое вещание как инструмент политического воздействия, это трудно. Поэтому мы всегда декларировали и, я считаю, подтверждали практикой нашу любовь к дискуссионным видам политического телевидения. И в регулярной программе «Эпицентр», в спецпроектах «5х5», и в спецпроектах «Эпицентра» к президентским выборам, и в телемостах «Россия — Украина» и «Украина — Польша», и в отдельных проектах «Табу», которые были связаны с политическими или общественно важными темами, мы всегда демонстрировали свое желание сбалансированно отражать различные точки зрения, существующие в обществе. Желание здесь — субъективный фактор. А объективный — эти желания всегда сталкивались с конкретной политической ситуацией, в которой тем или иным образом существуют все без исключения СМИ. Я не склонен к тому, чтобы обвинять политиков в давлении на медиа. Считаю, что каждый выбирает собственную позицию. Существуют жесткие критические медиа. Я уважаю их точку зрения. Есть те, кто выбрал позицию адекватную и подчас даже гипертрофированную, реализующую точку зрения сегодняшней украинской власти. И их также я не склонен никоим образом критиковать. Поскольку для многих людей это абсолютно сознательный выбор. Я полагаю, что мы будем все вместе развиваться и в итоге придем — быть может, болезненно и нескоро — к золотой середине, которая обеспечит отсутствие агрессивных и грязных средств массовой информации, используемых в интересах определенных политиков или мелких жуликов, и с другой стороны — спокойную и сбалансированную репрезентацию разных точек зрения в отношении тех или иных фактов политической действительности.

Что касается «1+1», то на данном этапе и ТСН, и программы информационного политического вещания, на наш взгляд, существуют в хорошей форме. У нас замечательные ведущие — Алла Мазур, Люда Добровольская, Олесь Терещенко. К тому же вместе с каналом выросла редкая по силе команда журналистов, способная абсолютно на все. Поэтому я считаю, что у ТСН огромные перспективы, и мы готовы всячески способствовать их развитию.

Что касается политических проектов, то, естественно, будет «Эпицентр» Вячеслава Пиховшека, у которого собственная манера поведения в кадре и ведения диалога с гостями. Если он задает жесткие вопросы, то в лицо человеку, пришедшему в студию. Кто угодно может по этому поводу иронизировать и критиковать Славу (я признаю возможность разнообразных позиций по поводу его программ), но все должны согласиться с тем, что, в отличие от разных заказных политических тележурналов в Украине и России, «Эпицентр» критикует политика в его присутствии. Точно так же планируем развиваться и в дальнейшем — дебаты, дискуссии, спецпроекты займут большое место в нашем эфире.

— Помнится, в первый год существования канала вы объявили среди основных концептуальных задач, которые ставит «1+1» перед собой, создание собственных телезвезд, коих на украинском телевидении практически не было. Подразумевались не просто узнаваемые лица, а личности, вызывающие уважение и доверие аудитории. Вам это, надо признать, удалось. Но зрители, как водится, жаждут новых персонажей. Появятся ли они?

— Во-первых, я далеко не уверен в том, что потенциал тех, кто сегодня в эфире, полностью исчерпан. Сейчас работаем над тем, чтобы наши замечательные ведущие имели возможность полноценного развития. Никто из них не стар, не устал, это все люди полные энергии, сил и амбиций, способные делать новые проекты. Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы кого-то менять, главное — придумывать новые передачи, которые бы по-новому открывали наших известных, популярных ведущих. В этом сезоне у нас так и будет. Совершенно по-новому откроется и Мыкола Вересень, и Даниил Яневский, и, надеюсь, Игорь Моляр, и Оля Герасимьюк и другие. Все они, как и случайно не упомянутые и глубокоуважаемые мною люди, являются личностями. А с личностями всегда интересно общаться. Самое главное, чтобы и мы, и они всегда чувствовали предел внимания и интереса, который существует к той форме диалога, который они выбирают во время передачи. И тогда будем долго сосуществовать вместе. Доверие и уважение зрителя зарабатывается очень непросто и не за короткий срок. И то, чего нам удалось добиться за эти годы, мы ценим и не хотим потерять. Во-вторых, мы постоянно ищем новых людей, и я буду рад, если в этом сезоне появятся несколько ярких личностей. Но наши нынешние звезды появлялись в период дефицита личностей на ТВ, а всем новым придется утверждаться уже рядом с существующими, к тому же в рамках одного эфира. Это непросто, им придется многому научиться. Да и искать стало сложнее. Я думаю, должны быть системно организованы поиски в регионах Украины. Если у кого-то из ваших читателей есть идеи, они верят в свои возможности, пожалуйста, пусть обращаются к нам.

— Когда вы начинали, то конкуренция на ТВ была весьма условной. Тогда как сегодня в борьбе за зрителя каналы идут подчас на довольно сомнительные ухищрения. Как «1+1» ощущает себя в условиях жесткой конкуренции?

— Мы признаем любую конкуренцию в рамках честной телевизионной борьбы, которая сводится к главному — чья программа интереснее для зрителей. Вот это и есть конкуренция. Уже года три у нас активно ведется контрпрограммирование, как правило, с каналом «Интер». Это было очень интересно. Честно говоря, я благодарен коллегам за то, что они заставили нас не спать и думать о том, как не проигрывать тот или иной отрезок эфира. С другой стороны, я надеюсь, что и мы создаем им достойную конкуренцию. Сейчас все каналы стали лучше. И стало сложнее конкурировать. Это в принципе очень хорошо для такой страны, как Украина. Основные телевизионные игроки бесспорно будут приносить пользу телезрителю, предоставляя ему возможность выбора. Конечно, хочется, чтобы рост конкуренции сопровождался в большей степени еще и контролем над соблюдением того комплекса законов, которые уже были приняты, но не вступили в действие. Это принципиальные вещи. От этого выиграют все без исключения участники. Убежден, что нас ожидает очень интересное будущее. Я со своей стороны могу лишь гарантировать, что с «1+1» будет непросто конкурировать.