Об экологических катастрофах автор этой книги знает по собственному опыту. Директор Института поддержки эксплуатации АЭС, а во времена аварии в Чернобыле — председатель исполкома Припяти, он шаг за шагом отслеживал причины катастрофы. Впрочем, в романе автор довольно лаконичен: только напоминает, что шагов этих было много, и «ступенька за ступенькой складывалась лестница, по которой Городу предстояло взойти на Голгофу».
В общем это отнюдь не документальная хроника, а увлекательный детектив с элементами триллера не без морали и мастерски вышитой художественной канвой. Чего стоят одни только стилистические фишки, отсылающие к Булгакову и Набокову. То есть к «инфернальной» классике жанра, когда автор, описывая житейскую суету сует и ее финал, буднично сообщает, что «наступила темнота и покой, и никакие деньги ему теперь не были нужны» или «с первого взгляда было ясно, что в никакой помощи Зам больше не нуждается».
Итак, сегодняшняя Припять, угасшая Чернобыльская АЭС и неугасимо-вечная радиоактивная лава, застывшая мемориальным сталактитом в одном из отсеков города-привидения. Так сказать, в память о потомках. И таинственный Хозяин Зоны — то ли привидение, то ли мутант с уцелевшей коллективной памятью о Чернобыле. Кстати, о трагедии коррумпированная власть в романе давно уже забыла, используя отработанное народное горе как приманку для иностранных инвесторов. Дескать, «новый украинский Президент рвется в Евросоюз, а за все надо платить», и потому нужно вытянуть из него разрешение на хранение европейских ядерных отходов в Чернобыльской зоне. Понятно, что мир спасает не какой-то там супермен, а выпускник вуза, попавший в водоворот научно-технического своеволия.
Первая часть дилогии «Хозяин Зоны» недаром названа «Горькие воды», ведь по сюжету выпить эту чашу приходится не безымянной власти, а конкретному президенту, а вот науку оставаться человеком при любых обстоятельствах можно выучить на «Факультете всеобщей любви». Именно так называется второй роман упомянутой дилогии, в котором отзвуки сталинских репрессий 1938 года резонируют уже в чернобыльскую эпоху 1980-х. НКВД, пытки-допросы, история семьи, пресловутое «сын за отца не отвечает», а также романтическая любовь, уравнивающая в правах и потомков, и недавних классовых врагов. Хотя, конечно, трудно полюбить человека, если в его подарке узнаешь конфискованную семейную реликвию. Месть, словно классический пепел Клааса, в этом случае стучит в сердце чернобыльским пеплом империи.