UA / RU
Поддержать ZN.ua

Александр Дубовик: отказ от реальности

В нынешнем году на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко выдвинут цикл работ Александра Дубовика "Архив оговорок", одноименная выставка которых прошла летом 2016-го в залах "Мистецького Арсеналу".

Автор: Татьяна Кара-Васильева

В нынешнем году на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко выдвинут цикл работ Александра Дубовика "Архив оговорок", одноименная выставка которых прошла летом 2016-го в залах "Мистецького Арсеналу".

Александр Дубовик - всемирно известный художник, классик современного искусства. Человек энциклопедических знаний и широкого европейского образования, глубокий философ и мыслитель - своим творчеством он олицетворяет время пересечения веков: время душевного беспокойства, политического кризиса, тотальной переоценки устоявшихся моральных и эстетических норм, понятий красоты и гармонии. Его отец, известный украинский поэт, был репрессирован, и это отразилось на творческой судьбе Александра Дубовика.

К своему успеху он шел достойно, сохраняя свою "эстетическую совесть".

Но путь его признания не был прямой восходящей линией, в 1960–1970-х она претерпела и головоломные изменения.

После успешного окончания Киевского художественного института в 1957-м творческая карьера художника складывалась на удивление удачно: через год он становится членом Союза художников, участвует в громких выставках в Москве и Киеве в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., преподает живопись и рисунок в Киевском училище декоративно-прикладного искусства (1962–1965), работает художником в журнале "Изобразительное искусство", получает приглашение в только что открытые в Украине Творческие мастерские Академии художеств СССР.

Важная примета периода "оттепели" - увлеченность художника общественной работой в Союзе художников, инициирование молодежного творческого объединения, связывавшего себя со временем надежд и ожиданий свободы творчества, с либерализацией культуры и ослаблением официальных основ искусства соцреализма.

Александр Дубовик много рисует, экспериментирует. Перед ним открывается безграничное художественное пространство, полное недоступной ранее информации о мировом искусстве того времени, неисчерпаемые творческие возможности и пластические поиски художников авангарда начала ХХ в.

Он упорно ищет свой путь реализации художественных задач, безудержно движется вперед в
своем внутреннем художественном мире, совершенствуя художественный язык и в то же время не изменяя своей последовательности в утверждении собственного поиска пластичной метафористики.

Именно с этих позиций следует рассматривать серию автопортретов (1948, 1958, 1961), портрет В.Журавля (1966), портрет Ирины (1969), работы "Физики" (1965), "Операция" (1966).

Постепенно художник утверждается в мысли, что главным является не изображение конкретной действительности и предметов, а создание такого эмоционального состояния, которое вызывает у зрителя соответствующей всплеск духовного напряжения.

Художник приходить к отказу от натуры, выбирает поиск нефигуративной живописи.

Это важный и поворотный момент творчества художника в 1960–1970-х. Ведь отказ от реальности, а соответственно - от идеологических установок того времени давал ощущение полной свободы, как в выборе тем, так и в привлечении художественно-пластических средств. Как следствие - художнику запрещают выставляться, и это вынужденное молчание длится 20 лет.

В тот сложный период, когда его работы находились в эпицентре официальной критики, Александр Дубовик не прогибался под требования времени, он твердо и настойчиво искал свои пути, усовершенствуя свой художественный язык, экспериментируя с самыми разнообразными возможностями сопоставления формы и символики цвета, пространственных решений, все более приближаясь к поискам знака - иероглифа.

В 1960–1970-х рождаются пластические идеи, которые со временем получат свое продолжение и реализацию. Тогда же появляется идея создания "букетов" в их разнообразной интерпретации, серии "Праздники", "Триумф", "Карнавал", "Диалоги", "Нирвана", "Триумвиратор". Художник объединяет свои произведения в определенные циклы, в которые входят от 5 до 80 работ.

Сложные многоплановые работы мастера можно понять и приблизиться к их осознанию, лишь проявляя ассоциативность мышления.

Важно обращение художника к визуализации знака-символа, поиск его наиболее адекватного прочтения и нахождения его новых очертаний, наполнение новым глубоко эмоциональным содержанием. Они присутствуют во всех работах.

Между тем в каждой работе художника есть один знак, объединяющий все произведения. Это круг, символ вечности бытия, который в то же время воспринимается как окно в иные миры, прорыв в иные галактики.

Это создает ощущение бесконечности и параллельности миров, наполняет каждую работу художника глубиной познания реальности бытия, перехода в другую категорию осмысления.

Работы Дубовика - сложные композиции гипертекста с реминисценциями, художественными цитатами давно погибших и канувших в вечность цивилизаций, культур античности, ренессанса, барокко. Они живут в подсознании, возвращаясь в новом качестве, новом прочтении.

Свои философские размышления о путях искусства, мироздании Александр Дубовик изложил в книгах "Палимпсесты", "Слова", в статьях и стихах.