UA / RU
Поддержать ZN.ua

Александр Цымбалюк: "Гармония в опере — когда понимаешь режиссера с полуслова, и темп вашего мироощущения совпадает"

В эксклюзивном интервью ZN.UA Александр Цымбалюк рассказал о важной роли Пласидо Доминго в его судьбе; о диалоге с лучшими оперными дирижерами и режиссерами; о своих учителях в Одессе - заслуженных артистах Украины Людмиле Ивановой, Татьяне Кнышовой и народном артисте Украины Василии Навротском… Разговор, естественно, начался с царя Бориса.

Автор: Екатерина Константинова

Подлинные ценители высокого и вечного искусства уже загодя бронируют на 11 декабря места в Национальной опере Украины - в этот вечер партию царя Бориса в опере "Борис Годунов" М.Мусоргского исполнит Александр Цымбалюк.

Сегодня этот украинский певец - подлинная звезда мировой оперной сцены. Его ангажементы только последнего сезона - Ковент Гарден, Ла Скала, Гамбургская, Парижская, Баварская оперы, Метрополитен-опера. По мнению самых строгих ценителей, этот 39-летний певец - один из лучших басов современности. В его репертуаре более 90 ролей, среди которых партии в операх "Риголетто", "Симон Бокканегра", "Макбет" Верди, "Кольцо Нибелунгов" Вагнера, "Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Турандот" Пуччини, "Дон Жуан" Моцарта и многих других. Александр Цымбалюк участвует в киевском спектакле в рамках проекта нашей оперы "Украинские оперные звезды в мире". Смысл проекта в том, чтобы ближе познакомить отечественного слушателя с крупнейшими отечественными исполнителями, которые сегодня являются ведущими игроками на оперной карте мира.

В эксклюзивном интервью ZN.UA Александр Цымбалюк рассказал о важной роли Пласидо Доминго в его судьбе; о диалоге с лучшими оперными дирижерами и режиссерами; о своих учителях в Одессе - заслуженных артистах Украины Людмиле Ивановой, Татьяне Кнышовой и народном артисте Украины Василии Навротском… Разговор, естественно, начался с царя Бориса.

- Александр, "Борис Годунов" - особый спектакль и особая партия в вашей карьере. Как бы вы определили ваше ощущение этого оперного персонажа, трагической личности накануне своего выступления в Киеве?

- Борис… Все сложнее и сложнее его интерпретировать, потому что от тех исторических времен отошли далеко. В постановке нужно развивать динамику образа Бориса - от молодого красавца в расцвете сил до надломленной угрызениями совести личности, шаг за шагом приближающейся к безумию и смерти.

Это исторический образ, далекий от реальности. Если я буду на сцене рвать рубаху, выпучивать глаза, то такой Борис будет неэффектным, даже комичным.

Но Борис всегда остается очень контрастной фигурой. Он может показать себя и нежным отцом, и мудрым правителем, и совершенно слабым, потерянным, загнанным в угол человеком. В момент, когда умирает, он совершенно открыт: уходя из этого мира, он беззащитен, просит прощения. По сюжету произведения А.Пушкина Борис замешан в убийстве царевича Димитрия и всходит на трон благодаря смерти наследника. Но по другой версии у Димитрия была эпилепсия, и он сам упал на кортик и умер.

Борис Годунов был при престоле более двадцати лет, и только в последние несколько лет правления с ним начало что-то происходить. Я думал: как человек может так долго находиться при власти? Да элементарно - если он сильный, хитрый, умный, то у него все должно получиться. Но как он может так резко ослабеть за несколько лет? Просто его к этому подвели. А как? Наверняка, травили - через еду, через баню. Тогда это была "классика". Думаю, что все эти его галлюцинации, страхи вызваны прежде всего отравлением… Это одна из моих версий.

- Безусловно, у вас есть свое отношение и субъективное видение этого сценического образа…

- Борис молодой - с трезвым рассудком, жаждой привнести коррективы, реформы. И Борис в старости… Кстати, о реформах. Он едва ли не единственный царь, который максимально развивал царство, приблизил его к Европе, основал много городов, провел в Москву водопровод и канализацию. Детей бояр отправлял на обучение за границу… Правда, не все возвращались обратно. Упразднил смертную казнь, широко практиковавшуюся Иваном Грозным. Он был хозяином.

Не все его реформы пришлись по душе "старожилам". Может, это и сыграло злую шутку. Но некоторые намеченные им реформы воплотил Петр I.

Мне неинтересно представлять в этом образе "сумасшедшего" запуганного царя. Все-таки это личность со своим внутренним миром. Интриги, столкновения, войны, голод… В общем - от конюха до трона. Такой человек априори не может быть слабым. Это кремень! Роль Бориса надо готовить всю жизнь. Она зреет не за год, и даже не за десять. С годами этот образ приобретает новые качества.

- У вас большой оперный репертуар. Какая из оперных партий, скажем так, оказалась наиболее трудной, именно в вокальном, техническом плане?

- Тот же Борис. Именно в редакции Римского-Корсакова эта роль написана для высокого баса-баритона. Все на высокой тесситуре, на эмоции, на нерве. Это непросто.

У меня Борис Годунов еще "зеленый". А, например, Тарас Штонда поет его более десяти лет.

- Когда поете того же Бориса, то больше отдаете своей энергии или же заряжаетесь от публики, от зала?

- Все то, к чему мы прикасаемся в жизни, пропускаем через себя. Это остается надолго. Даже люди сошлись вместе, пожили, расстались. Но ведь каждый уже отдал часть своей души, энергии другому человеку. Они уже не те, которыми были "до". Не та полноценная субстанция. Мы постоянно что-то от себя отрываем. Так и после спектакля - просто лечь в постель и уснуть спокойным сном не удается.

Как-то надо успокоить страсти, и этот заведенный механизм должен также медленно остановиться. Особенно если ты пел, "умирал" на людях… После этого просто пойти в караоке с друзьями, попить кофе, посмеяться уже не получится.

- Александр, буквально недавно вы впервые выступили на сцене нашей Киевской оперы - в опере "Турандот". Каковы ваши впечатления от первого музыкального театра Украины, от уровня украинских исполнителей?

- Действительно, буквально недавно я впервые выступил в Киевской опере. Знаете, первое, что еще на репетиции бросилось в глаза - все были голосистые, распетые, несмотря на утренний час. Подумал, это не хор, а настоящий ансамбль вокалистов!

Потом мне сказали, что все так и есть - хор Национальной оперы собран из певцов, вокалистов, профессионалов своего дела. Все они - солисты хора, а не просто хор. На собственном опыте знаю, что хоры бывают совершенно разные, у меня есть с чем сравнивать.

Я всем-всем говорил комплименты. И очень ждал того дня, когда выступлю в Национальной опере. Ведь даже в 2007 году, когда я получил первую премию на конкурсе Чайковского, в Украине это прошло почти незаметно. Хотя меня поздравил весь мир. Наши телеканалы узнали об этом совершенно случайно.

- Возможно, был бы уместен ваш совет - каких режиссеров стоило бы приглашать в наш театр для улучшения творческой жизни?

- Сложный вопрос. В Украине не так хорошо, наверное, обстоит с финансами, чтобы приглашать именитых. Теоретически… Например, того же Роберта Карсона. Но все они своеобразные, непростые люди и требуют очень многого. Грандиозные декорации под их замыслы у нас могут элементарно не воплотить. Все эти задумки - лифты, водопады - просто технически не поместятся на площадке.

А вот если бы вы меня спросили, что бы я посоветовал для улучшения качества нашей украинской оперы, то я бы ответил, что, на мой взгляд, нужно приглашать побольше европейских репетиторов, которые бы "натаскивали" вокалистов в языковом и стилистическом плане. Потому что украинская изоляция сказывается на вокальных партиях. Существуют определенные "трудности перевода". Когда варишься в собственном соку, то думаешь, что исполняешь итальянские арии правильно, но носителю языка акцент и тяжеловесность очевидны.

- Интересно, с какими международными оперными агентствами сотрудничаете вы? Кто в настоящее время помогает вам за рубежом?

-Все оговаривается в контракте. Иногда я сам оплачиваю свое проживание и перелеты. Сотрудничаю с артистическим агентством "Askonas Holt-Artists". Иметь дело с этой лондонской компанией комфортно. С ней работают многие известные режиссеры дирижеры, певцы, музыканты - Дмитрий Хворостовский, Зубин Мета, Элина Гаранча, Паата Бурчуладзе. Так что хороший агент для певца - залог успешной карьеры.

- А что важнее для карьеры певца - победа на престижном конкурсе или хороший менеджер?

- Конечно, менеджер! Миллион примеров... Есть много оперных звезд, которые на конкурсах либо проваливались, либо вообще не выступали, а теперь востребованы.

И наоборот, лауреат десяти конкурсов работает водителем или кладет камины. При этом у человека потрясающие данные. А что он сам? Поработал при каком-то театре, спел в церкви, и все. Жизнь идет, голос уже не тот, а в душе чувство нереализованности и депрессия.

- Уж кто-кто, а ваша коллега, певица Людмила Монастырская, которая очень хорошо отзывается о вас, вряд ли посетует на нереализованность, став одной из главных Аид современной оперной сцены… Вы часто пересекаетесь с украинскими исполнителями на европейских оперных сценах?

- Во-первых, приятно, если хорошо отзываются. Среди артистов не все друг о друге говорят лестно. И я, в свою очередь, о Людмиле могу сказать только хорошее.

Однажды маэстро Зубин Мета в Валенсии пригласил меня к себе. Спрашивал о ситуации в Украине. А потом говорит: необходимо послушать потрясающую певицу из Украины! Думаю, кто же это? Оказывается, Монастырская. Ее исполнительское мастерство - на высочайшем уровне.

- Говорят, на роль Тимура в "Турандот" вас благословил сам маэстро Пласидо Доминго… Как это произошло?

- Великий маэстро Пласидо удивил меня тем, что оказался человеком достаточно простым, с широкой душой. Его гениальность проявляется даже в жизни, в быту.

Мы познакомились в Гамбургском театре в 2008-м, причем в лифте. Поздоровались и он обратился ко мне: "Ты певец?" - "Си, маэстро…" - "Бас?" - "Си". - "А что поешь? Где можно послушать?" Я перечислил свои партии. Потом он попросил меня прийти в театр до начала его концерта и прослушаться.

Но так вышло, что ни один концертмейстер не захотел мне аккомпанировать. Все были в зале, настроены на концерт по поводу 40-летия творческой деятельности Доминго. Меня начали корить: "Ты что с ума сошел! Тут Доминго, а ты - "прослушивание", еще сыграю потом что-то не то…"

Тогда я сказал маэстро, что не могу найти пианиста. И он пригласил меня полететь с ним в Испанию, в Валенсию и прослушаться в оперном театре, чтобы я сдавал экзамен не только ему.

Я удачно слетал в Palau de les Arts Reina Sofia (Опера Валенсия). Доминго поспособствовал прослушиванию. После чего фрау Шмидт, бывшая директор театра, сказала: "Все замечательно! Тимура в "Турандот" будет петь он!"

Буквально через несколько месяцев состоялась премьера "Турандот" с записью на DVD. Был прекрасный состав исполнителей - Мария Гулегина, Марко Берти, Алексия Вулгариду.

- Существует устойчивое мнение, что хороший бас - весьма дефицитный голос в современном оперном театре. Согласны с этим?

- В принципе, да. Бас - голос, который может держать тембральную окраску на определенной тесситуре. Вокалист может разово взять очень низкую ноту, но это не означает, что он бас.

У меня есть записи, где у баритонов смыкались связки на каких-то совершенно невероятных низах, которых у меня нет. Но они не являлись басами.

Поэтому главное - выдерживать тесситуру и краску. Вообще лучше отказаться от клише - бас, бас-баритон. Главное: звучать красиво в определенном диапазоне. Существуют задача, образ, произведение, с которыми и нужно справиться.

- А кого из коллег-басов считаете наиболее успешными сегодня?

- Ильдар Абдразаков, Орлин Анастасов, Дмитрий Белосельский, Тарас Штонда, Алексей Тихомиров… Есть ребята, которые исполняют только репертуар барокко, и у них все фантастически получается.

Также хороши итальянские басы, но они выбрали свой путь - итальянской музыки, развиваются только в этой нише. Не так много басов "универсальных", имеющих обширный репертуар. Кстати, почти все они мои одногодки - 1976 года рождения. Известно, что голос баса проявляет свою мощь только к 40 годам. То есть появляется некая тембральная окраска, грудные призвуки.

- В последнее время у вас довольно громкие ангажементы - Милан, Париж, Нью-Йорк, Мюнхен, Гамбург, Токио, Сеул… Видимо, уже есть график выступлений на 2016-й?

- Мой ангажемент последнего сезона предусматривал участие в спектаклях "Риголетто" Дж.Верди в Ковент-Гардене, "Кольцо Нибелунгов" Р.Вагнера и "Реквием" Верди в Сеуле, Токио. Еще в последние два года у меня сложилось тесное сотрудничество с Ла Скала - "Симон Бокканегра" Дж.Верди, "Лючия ди Ламмермур" Г.Доницетти, "Турандот" Дж.Пуччини. Также предстоят гастроли в Японии.

Скоро предстоит петь в оперных театрах Франции - Бастиль и Гарнье. Буду исполнять там "Иоланту" П.Чайковского.

В планах на 2016-й - "Борис Годунов" в редакции Мусоргского, "Свадьба Фигаро" Моцарта в Мюнхене. В Гамбурге - "Евгений Онегин" П.Чайковского. И скоро, буквально в январе - "Турандот" Дж.Пуччини в Метрополитен-опера.

- Сильно ли вы зависимы от каких-то психологических моментов накануне спектакля? Волнуетесь перед выходом на сцену?

- Я нормальный человек, у меня есть свои страхи. А вокалисты - народ чувствительный. Чуть-чуть нарушил режим - недоспал, не то съел - и все сказывается на голосе. Тут главное знать во всем меру.

Для меня режим - это, прежде всего, сон и питание. А там уж кому как… Кто-то шарфиком обмотается, и ему лучше, а кто-то валерьяночки на ночь примет.

- В вашем послужном списке много современных оперных постановок, соответственно, и постановщиков… Кто из них в большей степени ваш союзник?

- Расскажу о тех, с кем было "странно" работать. Бывает так, что не всегда понимаешь замысел режиссера. Режиссер-постановщик мюнхенского "Бориса Годунова" - испанец Каликсто Бийето. Его называют "провокатором европейской сцены". Он мыслит неординарно, находит аллегорические символические штуки, как бы пребывает в ином измерении.

Конечно, пытаешься связать все это с музыкой, с либретто. Но важно, чтобы режиссерские замыслы не наваливались на музыку, не вносили радикальные коррективы и не разрушали драматизм ключевых моментов.

Допустим, режиссер изменил пол моего сына, то есть сделал сына дочерью. Я к нему обращаюсь: "Сын мой!", а это девочка с длинными волосами. Может быть? Вполне. Но не вполне исторически правильно. Потому что "исторически" у героя были и сын, и дочь, а получилось две дочери.

С кем гармонично работалось? Гармония в опере - когда понимаешь режиссера с полуслова, и темп вашего мироощущения совпадает. А таких нет, все режиссеры самобытны.

Оперные режиссеры - отдельная каста, и не всегда получается работать с ними в унисон. Важен конечный результат, чтобы публика была довольна и что-то унесла с собой из театра.

Ярких режиссеров было немного. Канадец Роберт Кассен работал в Ла Скала, в частности ставил "Риголетто" Дж.Верди. Были оперные постановки, когда возникало содружество нескольких режиссеров. В результате получилось "много и сумбурно".

Само действо несколько отвлекало публику от музыки, ради которой в оперу приходят. А людям дали 3D-очки. И понеслось - обнаженные артисты, акробаты, кто-то на льду ездит с клюшкой, а я пел свою партию в инвалидном кресле. Зрителю все это очень сложно совместить, так как одновременно очень много информации. В результате публика уходит из театра, как и пришла.

- Следующий вопрос о современных дирижерах… С кем из них у вас возникает то самое искомое чувство гармонии?

- Дирижеры - отдельная тема. Это проводники. Это те, кто нас, певцов, соединяет с оркестром. Ведь певец во время исполнения иногда слабо чувствует общее движение музыки. И происходит такой динамический дисбаланс. Собственно, дирижер - корректор, тот человек, который держит нити правления в опере.

Зубин Мета, Лорин Мазель, Даниэль Баренбойм, Антонио Паппано… Прекрасные дирижеры! Жалко, не довелось поработать с Клаудио Аббадо. Я был на его последнем концерте во Флоренции. Это было нечто удивительное. У каждого дирижера свои плюсы. Вот, например, Даниэль Баренбойм хорошо чувствует Вагнера, это его специализация. А Зубин Мета потрясающе справился с "Турандот" и "Реквием" Дж.Верди. Последняя запись есть на YouTube. В ней участвовали Красимира Стоянова, Катерина Губанова, Джозеф Каллея. А я сидел в зале и слушал. Когда болгарская певица Красимира Стоянова начала исполнять арию, у меня пошли мурашки по телу. Все в зале начали вытирать слезы. Она всех покорила, от нее исходил дивный свет.

Я понял: если сегодня существуют такие люди, то опера и симфоническая музыка никогда не умрут. Этот эффект работает только вживую. На том концерте дирижер Зубин Мета поцеловал руку певице и сказал: "Вы - жемчужина Болгарии".

- Среди ваших многочисленных побед на музыкальных соревнованиях есть и конкурс Елены Образцовой в 2006 году. Какой вам запомнилась эта великая певица?

- Харизма Елены Образцовой - то, о чем не расскажешь словами. Это была выдающаяся певица с очень мощной энергетикой. Это личность еще той генерации, когда все делалось с улыбкой, широко, красиво… Она могла анекдотом снять напряжение в коллективе, на любом застолье взять инициативу в свои руки.

Ее все любили. Я познакомился с Еленой Васильевной в 2006 году на конкурсе. Был еще "зеленый". Она меня подбадривала: "Ничего не бойся, все пой на косточку, с красивой грудью, мы за тебя болеем!" Меня пригласили спеть в двух концертах ее памяти - собирали деньги на мемориальную доску.

- В одном из интервью вы говорили, что о планах относительно оперы Дж.Верди "Дон Карлос"…

- Филипп в "Дон Карлосе" - партия в будущем.

- Как вообще готовитесь к новым партиям?

- Раньше, когда было время, приезжал в Одессу, работал со своим концертмейстером Татьяной Петровной Кнышовой и педагогами Василием Всеволодовичем Навротским и Людмилой Ильиничной Ивановой. Это три "кита", оказавшие большое влияние на мое становление как вокалиста. Они меня вырастили, с ними есть контакт. А если нет возможности приехать домой, то приходится учить партию самостоятельно, по записи, искать местных концертмейстеров в театрах.

- Вы много гастролируете по миру. А где все-таки сегодня ваш дом?

-Дом? Аэропорт - гостиница. Шутка. В последний год у меня нет места, где я длительно нахожусь. Два месяца был в Италии, во Франции. Месяц в Германии. Сейчас в Украине. Потом - Америка, Франция, опять Германия.

Вообще, дом - это то место, где тебя любят и ждут. Такой дом - это мой родной город Одесса, там живут мои родители. Счастлив, что я одессит.

Из досье

Александр Цымбалюк родился в Одессе. В 2003-м получил степень магистра вокального искусства в Одесской Национальной музыкальной академии им.А.В.Неждановой. Победитель многочисленных международных музыкальных конкурсов, среди которых конкурс
молодых оперных исполнителей Елены Образцовой (2006), а также международный конкурс имени П.И.Чайковского (2007). Выступал на сценах Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ла Скала (Милан), Ковент-Гарден (Лондон).