UA / RU
Поддержать ZN.ua

Але, это прачечная? Зачем Минкульту веревка и мыло

— Але, это прачечная? У вас, говорят, и надои растут, и куры несутся, и ветви верб от груш стали гнуться… Скоро ли «праздник урожая»? А то у культуры по-прежнему сводит желудок.

Автор: Олег Вергелис

Говорит и «возбуждает» Минкульт...

«На протяжении этого года отсутствуют задолженности по заработным платам, стипендиям, питанию — в бюджетных организациях и в учреждениях, непосредственно подчиненных Минкульту…»;

«Уровень оплаты труда работников культурной сферы постоянно повышается — зарплата, согласно статистическим данным, в марте 2008 года составляет 1421 грн…»;

«Министерству культуры предусмотрены общегосударственные средства в размере 159,0 млн. гривен…»;

«Возрастает количество зрителей в кинотеатрах: согласно прогнозам, скоро их ожидается уже 16 млн…»;

«Валовой сбор от кинопоказов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос на 4%...»;

«Согласно темпам строительства, ожидается увеличение количества многозальных кинотеатров на 57%, а двухзальных — на 10%...»;

«Изменениями к Государствен­ному бюджету Украины на 2008 год на нужды кинопроизводства предусматривается дополнительное выделение еще 70 млн. гривен…»

И так далее. И в том же духе — в духе «Кубанских казаков».

Министр культуры и туризма Украины Василий ВОВКУН, как некоторые догадались, недавно весело отчитался перед публикой о больших творческих успехах (другого нет у нас пути) за полгода управления культурным хозяйством.

Эти или другие «отчеты о прекрасном и еще более немыслимом» якобы вовсе не персональный порыв того или иного профильного министра, а довольно-таки жесткая установка Шехерезады Владимировны Т.— из сказочного кабинета на улице Грушевского. Что б не «байдыкували», понимаешь, министры, а чтобы мышей ловили! Хотя сама-то Хозяйка на этой неделе отчитаться перед парламентом как раз и не соизволила.

Вот и имеем, согласно «статистическим данным» за половину-то труднейшего года: а) волшебные культурные успехи, б) оптимистические проценты зарплат, в) фантастическое будущее киноотрасли; г) немыслимое настоящее в оной…

И только там — после «г» (за столичной чертой оседлости) — нищенствующие музейщики-библиотекари, разрушающиеся на глазах храмы-дворцы, прозябающие театры и студии, озверевший масскульт (возомнивший себя «мерилом» цен и ценностей); окончательное вырождение или перерождение культурологических СМИ…

Ну и еще — совсем уж рядышком — тотальное головокружение от успехов в «жанре» инфляции, которая сжирает и надбавки, и «проценты», и все зарплаты — тех самых библиотекарш, музейщиц, экскурсоводов, пианистов областных филармоний, чтецов районного масштаба, мастеров глиняных горшков…

Только это уже слог Оруэлла или братьев Стругацких — при чем же тут гламурные отчеты Минкульта?

Разумеется, злоупотребления существительным во множественном числе «проблемы» (можно добавить и прилагательное «неразрешимые») в подобных жизненных министерских отчетах редко встретишь. В бумагах все наоборот: четко и грамотно выписано — «досягнення», «здобутки».

Так что непредусмотренное заглавие для всех подобных рапортов и песен о главном — «В когтях у сказки!». Какова фразеология, таков и стиль (о «языковых» проблемах Минкульта отдельно).

***

Но что же такого героического и судьбоносного можно совершить за шесть-то стремительных месяцев в труднейшей культурной сфере — нам, простым налогоплательщикам, предугадать это не предоставляется возможным!

За полгода — даже дети не рождаются.

За полгода — не всякий урожай на огороде созреет.

За полгода — хороший дом не построишь, а лишь хибару наперекосяк.

За полгода даже в селе Мацошины на Львовщине хорошую свинью комбикормом не откормишь, чтобы впоследствии «на сало» пустить).

За те же полгода им бы — в тех самых кабинетах с президентскими портретами — хотя бы успеть вовремя бумажки перевернуть-перечитать-пересчитать… Но партия сказала «надо», так «комсомол» и ответил: «Есть!»

И уже новейшая чиновничья «мифология» рождается на глазах. Пострашней «савецкой». И притронуться к этим земным благам нельзя, и съесть их невозможно, и купить это нереально, и осмыслить непостижимо — зато бумага стерпит, а лапша на уши сама собой накрутится.

Но самый «концептуальный» пассаж в недавней мажорной отчетности — то, что Минкульт на будущее решил программно сменить свою ориентацию. И со временем это будет уже Министерство «культурной политики».

Надо полагать, именно «политика» — смыслообразующая лексема в данном перспективном словосочетании? А так как «политикой» нынче в стране занимаются все поголовно — вплоть до солнцеликой бабы Параски и народной артистки Могилевской (которая всей головой больна проблемами Евро-2012 на шоу у Шустера), — а на полях страны вместо пшеницы уже нагло колосится рапс, истощая исконный чернозем, так и этим (с улицы Франко) будет о чем в дальнейшем поговорить… Ведь «политика» — это же не «пшеница», а именно «рапс»: много да дурного! Ведь политика, она же с той же самой страны — исконно «сказочной». В которую нас опять, смотри ж ты, без спросу взяли и прописали! И главные герои там — исключительно мастера разговорного жанра: не переслушать.

Что же нам, наивным чудакам, грезилось прежде? Чем, на наш взгляд, обязаны были заниматься те или иные министры — согласно долгу и штатному расписанию?

Да много чем… Вопросами финансовыми, строительными, хозяйственными, организационными. В некотором смысле хороший министр — хороший завхоз. Сегодня говорят — «менеджер», но суть та же. Если министр, то обязан находить дополнительные средства; разумно их перераспределять; жить интересами культуры, а не интересами Себя внутри этой культуры.

Идеальный министр должен быть стихотворным «хлопчиком Помагай», которого зови-не зови — он и сам придет с кайлом или лопатой, с бандурой или с гитарой… И поможет — чем может. Но это в романтическом идеале, конечно.

Теперь же что предлагают концептуалисты? Министр с утра до ночи обязан, что ли, «политиканствовать»?

На темы «культуры»?

Создавать дополнительные мифы про кисельные берега и молочные реки?

Так в этом случае без основной (профильной) работы останутся вышестоящие инстанции — шехерезады и бояны с Грушевского, с Банковой. А это же их хлеб (а не рапс) насущный!

Да что там, это лишь присказка была. Как для меня, неожиданная «сказка» вдруг обнаружилась в лексических деталях того недавнего отчета о ратных подвигах… Ведь в официальном документе — в виде анонса Минкульта — прописано (дословно) следующее: «На шляху перетворення «ПРАЧЄЧНОЙ» в Міністерство «КУЛЬТУРНОЇ ПОЛІТИКИ».

…Нет, я вроде тоже с юмором, но нельзя же так — вот «так»… Согласно сюжету скабрезного анекдота — да еще с непечатными оборотами. Помните, небось: «Але, это прачечная?..»

Вы с кем там себя идентифицируете — с шутами из «95 квартала» или с государственными служащими? Подчеркну — в культурной сфере «служащими»? То, что позволено фельетонисту или «Золотому гусаку», то недостойно чиновника высочайшего ранга!

А то что же выходит: оказывается, не люди с высшим образованием руководили и руководят (так как «шлях перетворення» только намечен) нашей культурой, а какие-то прачки, какие-то сомнительные фольклорные элементы? Тогда уж предъявите документы немедленно!

Или вам еще веревку принести для белья, на котором чернилами напишете фантастические лозунги об успехах? Может, и мыло хозяйственное подбросить по дешевке?

Откуда это декларируемое невежество — на государственном уровне?

Какому «советнику» в голову взбрело, будто «до Вовкуна» в этом Минкульте царствовали лишь «люмпены», стиравшие грязное белье? Разве Иван Дзюба, Богдан Ступка или Юрий Богуцкий — министры-предшественники — люди более низкого интеллектуального уровня и культурного кругозора? Извините, но полагаю дело как раз наоборот…

Некоторые из них и вовсе гордость Культуры, а не «ПРАЧЄЧНОЙ», в которую их записала свита нового министра.

И я не оцениваю, хоть расстреляйте, этих шуточек и этих «хи-хи» (в отношении исключительно «грязного» прошлого), как и не понимаю одержимости нынешнего коллектива Минкульта светлой идеей (зафиксированной в отчетах): будто бы лишь при новом руководителе солнце стало светлее, трава зеленее, а небо — голубее.

Екология-то как раз ухудшается — в хронологической прогрессии.

Что же касается «ПРАЧЄЧНОЙ», то уже время рассудит, кто больше из вас «отстирал», а кто больше — «отмыл». И кто в «белых одеждах», а кто в шутовских колпаках.

…Нет, люди, ну правда, не придираюсь, а попросту поэтапно изучаю эту «документацию». Оказывается, у них даже на подсознательном уровне в вопросе априорности законов, которые должны защитить нашу культуру, на первом месте (согласно релизу) — «шоу-бизнес» (как же без него, если там уже и так с жиру бесятся), уже потом — «культурная идентичность», «современное искусство», «кино», «культурное наследие»…

…Или — и это тоже, видимо, «ноу-хау» будущего министерства «культполитики» — должность руководителя отрасли они в некоторых бумагах выводят с прописной — Министр (далее — дословно:
«…поєднує в собі практика… та стратега… організатор низки видатних подій культурного життя…»).

От скромности эти веселые ребята явно не умрут. Напоминаю, у нас даже президент (после Кучмы) — и тот с маленькой буквы.

***

Сказать «все плохо» или «ничего не делают» — так тоже нельзя. И никто подобного не заявляет. Работа, конечно, идет — от каждого по способностям, а каждому — по потребностям (правда, не знаю, какие там потребности). Министр культуры — вообще вечная мишень… Как «те» — из «ПРАЧЄЧНОЙ» (в чем уверены у Вовкуна), так и «этот» — из отстиранного настоящего… Дай Бог ему, конечно, только творческих успехов — вовсе не лукавлю. Скоро ведь и еще полгода пройдет. Ну а так как «ПРАЧЄЧНАЯ» все еще «на шляху перетворення», то в рабочий полдень, может, позвонить кому, поинтересоваться…

— Але, это прачечная? Все ли дополнительные 70 млн. эффективно используют на кино или опять пустят деньги на ветер — ни стране, ни людям, ни кассе, а лишь собственным амбициям во славу? И отчего в длинном перечне мудреного авторства нет ни одной заявки на экранизацию украинской классики — потенциально зрительского материала? Или снова нет денег? Или такая «политика»?

— Але, прачечная? А куда, интересно, уходят тысячи-миллионы, прежде полагавшиеся театральным и музыкальным коллективам на летние гастроли? Может, на какую другую «статью» перебросили — просветите, народ же не безмолствует.

— Але, это прачечная? А какова дальнейшая участь многих региональных творческих форумов, если за полгода культурных подвигов некоторые бюджеты обскубли, как перья с дохлой курицы? Или все опять «централизуем» исключительно в столице, чтобы эффективней «дерибанить», а провинция, мол, и так загнется — или что-то не так?

— Але, прачечная? Дошла ли ваша стратегия и тактика до сотворчества с Гостелерадио, чтобы мало-помалу вывести самовыживающий телеканал «Культура» до уровня приличного рупора как Министерства культуры, так и целой страны? «Принцессой цирка» сыт не будешь, да и цирка нам хватает в жизни! А «мыльных пузырей» так и подавно хватает – и в министерской «прачечной», и на ТВ.

— Але, прачечная? А есть ли в «реестре» ваших соцобязательств хотя бы один животрепещущий пункт, предусматривающий «консолидирующие» проекты, столь важные для нашего нынешнего разъединенного общества. Это те желанные «проекты» (или как хотите это назовите), которые через культуру сближали бы Восток и Запад, например? То есть посредством прекрасного «зашивали» те преступные геополитические «дыры», которые образовались после предвыборных маневров Павловского и камарильи иже с ним по обе стороны «войны»?

— Але, это прачечная? У вас, говорят, и надои растут, и куры несутся, и ветви верб от груш стали гнуться… Скоро ли «праздник урожая»? А то у культуры по-прежнему сводит желудок.