Альберто Альтхофф: «Животные не опасны! Что такое цирк?
С детства мы привыкли видеть на арене разряженных в пух и прах мартышек, лошадей, исполняющих различные акробатические номера, собак, расхаживающих на двух лапах (не важно - задних или передних)... Поколению, выросшему на фильмах «Укротительница тигров» и «Карнавал», сложно представить цирковое шоубез медведей на роликовых коньках или тигров, прыгающих в объятые пламенем кольца. Наш зритель редко задумывался о том, что животным, возможно, не очень и радостно делать лишь то, что приказывает дрессировщик... Тем временем многовековая европейская цирковая традиция претерпевала изменения, чтобы явить миру плоды дружбы человека и братьев его меньших. Самый большой (так гласит афиша) в Европе цирк зверей приехал в Киев. Впервые на столичной арене зрители увидели жирафа и носорога. Руководит этим экзотическим шоу Альберто Альтхофф.
Династия Альтхофф почти два столетия работает с животными. Стивен Спилберг вполне мог бы назвать свой фильм «Список Альтхоффа» - семья спасла многих евреев, устраивая их работать в своем цирке. После войны из большого цирка Альтхофф образовалось пять. Сейчас четыре из них существуют в Германии и один - в Австрии.
Наш первый вопрос - о причинах «долголетия» европейских цирков.
- Вот, например, украинские и российские акробаты. Чаще всего, это выпускники гимнастических или спортивных школ, которые учатся 5 лет в цирковых училищах исполнять номера. Их работа на арене совершенна, но они быстро ее прекращают. Если, например, в украинском или российском цирке кто-нибудь из акробатов травмируется или плохо исполняет номер, он вынужден покинуть цирк, и вместо него берут другого. Конечно, когда есть возможность часто менять людей, всегда получается совершенный номер. ...Мы, европейские артисты, рождаемся и умираем в цирке. У нас, в отличие от советской «традиции», никто не выпадает из семьи и продолжает работать. В этом - существенная разница.
Европейская публика очень любит украинских артистов. А теперь мы в Киеве, и, мне кажется, зрителям нравится наше представление. Самое главное, чтобы оно нравилось людям не потому, что совершенно. Важно, чтобы они были счастливы, выходя из цирка. Ведь если взрослый человек понимает совершенство циркового номера, то маленький ребенок - нет. ...У нас есть шоу, и животные в нем ничего не делают! Они просто ходят. Я езжу верхом на носороге или жирафе. Жираф ничего не делает, он берет корм из рук детей и при этом остается совершенно спокойным. Носорог тоже ничего не делает... Но детям это нравится!
- И детям этого достаточно?
- Да, конечно. Еще 10 лет назад европейские зрители жаждали видеть на арене сидящих слонов или прыгающих тигров. Но сейчас «зеленые» не хотят, чтобы в цирках были животные, для этого существуют зоопарки... Поэтому надо быть особо осторожным с животными и не заставлять их делать необычные вещи. Человек ходит на двух ногах, и нельзя его заставить всю жизнь ходить на четвереньках. Животные делают то, что хотят. Время, когда люди приходили в цирк и видели животных на задних лапках, закончилось. По крайней мере в Европе. В Украине и России это проявится чуть позже.
Я считаю, что должны существовать специальные группы контроля над цирками. Хороший цирк - замечательно, плохой цирк - животных надо забрать оттуда. Подобные службы уже есть в Европе, и это правильно.
Жизнь меняется, и нам нужно время, чтобы измениться. И не делать противоестественных вещей. Я не хочу, чтобы родители показывали детям цирковые афиши и говорили: «Смотри, там БЫЛ слон». Я хочу, чтобы спустя 10, 20 лет можно было прийти в цирк и увидеть большого слона.
- В цирковых конюшнях слоны крепко привязаны. Почему?
- Мы - цирк-шапито и сейчас впервые выступаем в стационарном помещении такое длительное время. Когда мы работаем в шапито, мы сооружаем проволочные электрические заграждения, и животные гуляют за ними. Такие электрические заграждения использует большинство фермеров. Для животных это не опасно - напряжение в проволоке всего 6 вольт.
Здесь, в помещении, слонам слишком мало места для того, чтобы гулять. Понимаете, ваши цирки не совсем приспособлены для таких животных, как мои. У них, в основном, медведи, лошади, небольшие животные. У нас - носорог, жираф, слоны...
Если «Альтхофф-Орфей» останется здесь на летний период, слоны, возможно, не будут находиться в помещении.
- А сколько всего животных в вашем цирке?
- У меня - около 50. И мне достаточно этого количества. У всей семьи Альтхофф, например, 25 слонов и множество других животных.
- В конюшнях мы видели свиней...
- Да, смеха ради я работаю со свиньями и коровами. Представляете, кого люди ожидают увидеть после жирафа и носорога? И тут... свиньи!
Во всей Европе много цирков со слонами, верблюдами, но всего 5 имеют жирафа. И я счастлив быть среди трех цирков, где есть носорог.
- Бегущий по арене носорог не представляет опасности для зрителей?
- Носорог вырос в постоянном общении со мной. Он спокоен, не боится людей. У него нет плохих мыслей. Он не хочет причинять людям что-либо плохое.
Самая большая опасность в этом мире - не животные, самая большая опасность в этом мире - люди. Животные не опасны. В фильмах об Африке показывают опасного носорога. Конечно, если преследовать его с оружием на машине, он страшен. Но оставьте его в покое, дайте ему поесть и поспать, и все в порядке. Тигр опасен, когда хочет есть. Когда он видит животное и человека, он съедает животное и не трогает человека. Он нападает на человека, только когда ему совсем нечего есть.
- Расскажите, пожалуйста, насколько различается дрессировка маленьких и больших кошек (тигров).
- Я часто слышу, что маленькие кошки не поддаются дрессировке. Это не так, хотя с ними действительно очень сложно работать. А относительно больших кошек... Необходимо много мяса и чуть-чуть терпения. Ради куска мяса они делают все, что захочет дрессировщик. С маленькими кошками такое не проходит. У человека, работающего с ними, должно быть много времени и много терпения.
Мои тигры - мои дети, они росли у меня в доме. Мой отец всегда работал с тиграми и львами. Сейчас проблема в том, что европейцы уже не хотят видеть тигров в клетке. Поэтому с тиграми у меня пока нет номера. Но я не хочу терять контакт с этими животными так же, как и с другими.
- Как вы начали выступать?
- Когда я был маленьким, мой отец не позволял мне играть на улице. Он переживал, когда я катался на велосипеде, но не боялся, когда я ходил к тиграм и слонам... В 11 лет состоялось мое первое выступление, а когда мне было 13, отец умер, и мне пришлось работать больше. Мне нравится моя работа.
- На стене в вашем вагончике висит крест...
- Я католик, но редко хожу в церковь. Моя церковь - у меня в голове. Я верю в Бога, а не в людей, находящихся вокруг. Но самое главное в моей жизни - цирк.