UA / RU
Поддержать ZN.ua

АКВАРЕЛИ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА В КОНТЕКСТЕ МИФА АНДРЕЕВСКОГО СПУСКА

У живописи нет ораторских средств. Она говорит только шепотом. М.Волошин Вряд ли кому-нибудь из кие...

Автор: Оксана Петриченко

У живописи нет ораторских средств. Она говорит только шепотом.

М.Волошин

Вряд ли кому-нибудь из киевлян нужно сегодня доказывать, что находящийся на Андреевском спуске Музей одной улицы (как, впрочем, и сама улица - «самая киевская из всех киевских» по определению Виктора Некрасова) - явление уникальное в культурной жизни нашего города. Уникальность эта, с одной стороны, предопределена оригинальностью идеи создания музея улицы, ибо подобных примеров всего несколько в мире, а с другой - основывается на удивительнейшем свойстве музея не просто воссоздавать минувшую эпоху и обстановку, но переносить туда посетителей, словно вовлекая их в игру незримых миров. Вот почему сотрудники Музея одной улицы могут справедливо заметить, что к ним люди «ходят за воздухом», за атмосферой времени, в которое полностью вчувствовались создатели экспозиции - творческое объединение «Мастер».

Сравнительно недавно (в апреле прошлого года), когда творческому объединению «Мастер» удалось в одной из опустевших квартир того же дома на Андреевском спуске организовать выставочный зал, у Музея одной улицы началась совсем другая жизнь. Уже первая выставка - «Киев Александра Богомазова» - определила очень высокую планку и довольно взыскательные критерии отбора представляемых работ, что с тех пор приложимо к каждой экспозиции. Организаторы стремятся показывать лучших из лучших, будь то классика, авангард, мистика или реализм.

Вполне соответствует такой традиции и проходившая с 18 января по 16 февраля выставка акварелей Хранителя заповедной Киммерии, поэта и художника Максимилиана Волошина «Я не сам ли выбрал час рожденья...» Посвящена она 120-летию со дня рождения мастера, которое будет отмечено в мае 1997 года, и является первой акцией в Украине, приуроченной к этой дате. Состоявшаяся благодаря сотрудничеству с Домом-музеем М.Волошина в Коктебеле экспозиция смогла привлечь к себе такое количество посетителей, которого давно не видели у себя стены музея.

Привезенные из Коктебеля более 60 работ Волошина, его личные вещи, прижизненные издания стихов, знаменитый хитон - непременный атрибут облачения художника - и даже морские камушки и ракушки настолько гармонично вписались в камерную обстановку комнат, что обеспечили зрителям возможность необычного восприятия, обогащенного сопряжением двух мифологических миров - киевского и киммерийского. Для многих эта выставка стала своего рода откровением, ибо знающие М.Волошина как поэта смогли заново открыть его как художника. Сам мастер, отвечая в свое время на вопрос, кто же все-таки он - поэт или художник, неизменно повторял: «Конечно, поэт». А затем, после короткого раздумья, добавлял: «И художник». И действительно, живопись и поэзия образуют в его творчестве органичное единство, восходящее к принципам эстетики Востока, классическая формула которых была дана еще в XI веке китайским поэтом Су Ши: «В стихах - картина, а в картине - стих». Не случайно сам Волошин постоянно подчеркивал, что его стихи о природе утекают в его акварели и живут в них, как морской прибой с отливами и приливами.

В целом, выставка получилась достаточно светлой и окрыляющей, и иначе, наверное, и быть не могло с М.Волошиным, утверждавшим: «В пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь...»