UA / RU
Поддержать ZN.ua

АКТЕРСКИЙ ХОРОВОД НА «СТОЖАРАХ-2003» — ШИРЕ КРУГ

Когда возрождаются фестивали, казалось бы, утраченные безвозвратно, — это замечательный повод порассуждать на темы оптимистические...

Автор: Ольга Стельмашевская

Когда возрождаются фестивали, казалось бы, утраченные безвозвратно, — это замечательный повод порассуждать на темы оптимистические. Особенно если это касается кинофестивалей. Ведь во всех наших разговорах о сегодняшнем положении культуры в Украине, и, в частности, о кино, — сплошной непроглядный пессимизм, стенания и вопли возмущения. Поэтому возвращение, спустя четыре года, международного фестиваля актёров кино «Стожары» — абсолютная победа над инерцией и всеми остальными «пораженческими» настроениями.

Бессменный президент фестиваля, актриса Нина Ильина решила посвятить IV «Стожары» теме любви. Очень благодарное направление, ибо и зритель, и критик истосковались по вечным сюжетам, потому с удовольствием ринулись познавать «тайны мужского и женского» вместе с организаторами и участниками фестиваля.

На «Стожары-2003», открывшиеся в Доме кино 22 августа, съехались пять делегаций из Грузии, Югославии, Польши, России и Белоруссии. Таким образом, вместе с двумя украинскими фильмами в конкурсе оказалось 12 картин. В основном далеко не новых, многие из которых были уже неоднократно показаны, если не по телевидению, то на других фестивалях, проходивших в Украине. Тем не менее в данном случае главное — повод собраться, чтобы увидеться спустя годы, пообщаться, «тусануться», выпить с коллегой рюмочку—другую, похвастаться новыми ролями или посетовать на свою зависимую актёрскую судьбинушку. А также предстать пред ясны очи всегда благодарного зрителя, черкнуть автограф, поднабраться энергетики от зала и впечатлений о собратьях по цеху.

Конечно, ожидать от фестиваля, столь долго замороженного, каких-то особенных откровений или организаторских чудес было бы в корне неправильно. «Стожары» 2003 года как бы всем сигнализировали: мы вернулись, и только за это вы должны быть нам благодарны. Ну и правильно, в конечном счёте. Зачем утруждать себя грамотно и вовремя спланированной программой кинопоказов, пунктуальностью сеансов, точностью информационных подач и всеми остальными оргизысками, положенными на международном кинофестивале. У нас ведь всё по-семейному, по-лабораторному — по-нашему, одним словом…

Зритель ведь не видит закулисье фестиваля — он видит его яркий звёздный фасад: кино и артистов. Последних, правда, тоже не так много, как на предыдущих трёх «Стожарах». Поэтому выход на зрителя в этом году — скромненький, как бы репетиция. Ну и на том спасибо. Увидели живого «королёвского» Тарзана — Сергея Глушко, внимали речам Станислава Говорухина, улыбались умнице и политику Елене Драпеко, вспоминали лучшее с Николаем Олялиным, Виктором Стапановым и Баадуром Цуладзе, повизгивали от радости узнавания при виде Левана Учанеишвили, слушали как всегда отменный французский шансон и конферанс Андрея Анкудинова, наконец, познакомились с рядом молодых актёров из стран-соседей. Все ж понимают, денег, как всегда, в обрез, времени на подготовку тоже (говорят, фестиваль сделали за месяц), с командой вообще всегда проблемы, принтер сломался, переводчик перепутал все тексты фильмов (и читает перевод с пятиминутным опозданием, либо вообще молчит) с рекламой, как всегда, всё поздно. Главное — открыть фестиваль и начать фестивалить. Ведь для актёров не важны все эти досадные и досаждающие частности — они привыкли жить в хаосе и неопределённости, зыбкости, сиюминутности. Для порядка — есть режиссёр и продюсер, и то на съёмочной площадке. А для фестиваля важна атмосфера. Вот с ней-то как раз на «Стожарах» неизменно всё в порядке. Создаётся она незаметно, практически из эфира, иногда — из остроумных реплик талантливых актёров, но чаще — из состояния не проходящей радости общения, единения, понимания, сопереживания.

Оно и не мудрено. Посмотрели белорусское историческое кино «Анастасию Слуцкую» Юрия Елхова и поняли: белорусы и украинцы в кино братья навеки. Те же общегосударственные потуги снять сугубо национальное кино, на родном материале с родными артистами и с режиссерами, пребывавшими в долгом «вынужденном» простое. Те же плоские, безграмотные диалоги, тонны стилистических и просто общекультурных ляпсусов, одним словом, неталантливый исторический комикс с бездной непонятно куда ушедших денег, упрощённо скроенный по псевдоголливудским лекалам. Хотя как раз лица актёров Светланы Зеленковской и Анатолия Кота — свежи и приятны зрительскому глазу. Ещё более они приятны оказались в непосредственном общении после фильма: и поют хорошо, и держатся отлично. Что в очередной раз убедило: на актерском фестивале важно не само кино, а актёрские работы в нём. А кино может быть разное — даже плохое. После «Слуцкой» зрительный зал устроил белорусам овации, а сербскую картину «Зона Земфирова», снятую с той же сверхзадачей, что и «Слуцкая», но без урапатриотичного нажима, — приняли более сдержанно. Хотя фильм Здравко Сотры снят гораздо культурнее, тоньше и бережнее, чем «Слуцкая», или те же наши национальные горе-шедевры. «Зона Земфирова» для Югославии (а её посмотрели уже 1 миллион 300 тысяч зрителей) — первое костюмное, большое кино на национальном материале, без войны, крови и ужасов. Все актёрские работы в нём — филигранны, все типажи словно сошли с примитивистских рисунков, весь фольклорный материал преподнесён чуть-чуть на котурнах, с лёгкой ироничной улыбкой, отчего и кино, и исполнители главных ролей оставляют замечательное послевкусие.

Сочетание же хорошего режиссёрского кино (но для зрителя!) и отличных актёрских работ подарили грузинская картина Наны Джорджадзе «27 украденных поцелуев», польские — «Кво вадис» Ежи Кавалеровича и «Шопен—желание любви» Ежи Антчак и Ядвига Баранська. О первых двух фильмах «ЗН» неоднократно писало. Поэтому хотелось увидеть, как говорится, живьём актёров-номинантов — Амалию Мордвинову (Гольданскую), Евгения Сидихина, Нуцу, а также Богуслава Линду и Павла Делонга. Но они-то как раз, и не приехали. Великолепный же во всех отношениях фильм «Шопен — желание любви» на фестивале представлял исполнитель главной роли Пётр Адамчик, сорвавший шквал аплодисментов не только у зрителей, но и у коллег. Громче всех кричал «Браво!» польскому собрату Анатолий Кот из Белоруссии. Вот она, актёрская эмоция, непосредственная реакция, которая важнее пресловутой зависти, о чём так любят говорить в контексте взаимоотношений кинокумиров. Но на «Стожарах» зависть может быть только белая. И испытать это чувство дано каждому из участников в равной степени: только что ты купался в лучах славы перед зрителем, а через час в традиционном «стожаровском» актёрском клубе сам аплодируешь удачной репризе, неожиданному проникновенному выступлению своего коллеги. А назавтра — всё может быть наоборот. Правда, для этого обязательно нужно пройти испытание маленькой сценой в уютном дворике гостиницы «Воздвиженская», где под открытым небом веселится и гуляет каждый фестивальный вечер весь актёрский народ. Именно здесь происходит истинное крещение фестивалем: в атмосфере сплошной импровизации, в духе кабаре, в стихии бесконечного актёрского капустника.

Опять-таки жаль, что мы не увидели в этом клубе выступлений ни российских актёров-номинантов из фильмов Александра Хвана «Кармен» и Александра Стриженова «Упасть вверх» — Игоря Петренко, Ольги Филипповой, Евгении Крюковой, Марины Яковлевой. Ни украинских — Дмитрия Лаленкова, Аллы Сергийко, Натальи Доли, Виктории Спесивцевой, снявшихся в «Шуме ветра» Сергея Маслобойщикова и «Мамае» Олеся Санина. Но если российские актёры просто не доехали (кроме Ольги Филипповой), то «украинская делегация», видимо, вся без остатка отдалась приготовлениям и празднованию Дня Независимости. В том числе независимости от коллег. Более того, даже в зрительном зале на просмотрах можно было заметить лишь Людмилу Смородину, Наталью Сумскую и Татьяну Шелигу. А ведь фестиваль задуман для актёров и ради них: смотрите, восхищайтесь, общайтесь, делитесь, обменивайтесь, обогащайтесь, питайтесь… в конце концов радуйтесь вниманию к вашей персоне, уважению к вашей профессии. Ведь именно АКТЁР как один из главных, кто влияет на успех или неуспех фильма, на «Стожарах» берётся под увеличительное стекло, представляется со всеми подобающими почестями, склоняется только в превосходных степенях. Ну да что уж там — не дошли, так не дошли. Можно и на отсутствие рекламы свернуть, и на не сезон, и на отпуска, и на нелюбопытство, и на всеобщую инертность нашей культуры. Возможно, и фестиваль возродили ради того, что б хотя бы друг у друга пробудить интерес к жизни в профессии.

С украинскими непосредственными участниками фестивальной программы ситуация и того похлеще. На открытии «Стожар» на сцене появилась одна Алла Сергийко. Долго вызывали хоть кого-нибудь от «Мамая», так и не дозвались. Сергийко же отдувалась и дальше за всех номинантов — прилежно посещая все мероприятия фестиваля. Хотя я бы на её месте очень обиделась. Фильм «Шум ветра» показали как-то «контрабандно», вне расписания, так, для отмазки, мол, почти все в жюри его уже видели. Так зачем тогда нужно было брать картину в конкурс? Понятно, что украинское кино на этот раз, хоть и о любви, больше фестивальное, чем зрительское. Ну и надо было дать возможность судить об этом самому зрителю. А то получается, кричим, что фильмов нет, а достойно представить то, что есть у себя дома, на собственном фестивале — не хотим. Как-то это противоречит не только здравому смыслу, но и даже «линии партии и правительства», вроде как бы давшего деньги на фестиваль. Ведь не только же для того, чтобы порадоваться за успехи коллег из других стран, но и себя достойно показать. Кино-то хорошее, не стыдное, я бы даже сказала, наоборот. Правда, может слегка «заумное» для зрителя (или организаторов?) фестиваля «Стожары». Ну, так и обошлись бы «Диким табуном» Валерия Рожко. Зато понятно всем без исключения, просто — дальше некуда и без «выпендрёжа». Благо, уступая возмущенному напору, оргкомитет всё-таки объявил о демонстрации «Шума ветра» официально и показал фильм в день закрытия фестиваля. Правда, в 11 утра.

Но мы решили говорить о «Стожарах» оптимистично. Посему прекрасно, что на проведение фестиваля всё-таки нашлись деньги (Минкульт поддержал). Вселяют надежду лица молодых актёров, возможно, будущих звёзд. Приятно было видеть, как после показа к ним выстраивалась очередь за автографами, зрители говорили слова восхищения, бурно обсуждали сюжет, «рецензировали» на ходу их игру. А некоторые тут же и влюблялись. По-моему, с этим повезло грузинскому актёру Нико Тавадзе, сыгравшему в фильме своего отца Мераба Тавадзе «По винтовой лестнице» главную роль. Действительно, настоящий мужчина, на экране — просто Бог (фильм, правда, будто скроенный из нескольких короткометражек, распадается на отдельные куски, которые и держатся только благодаря работе Нико) — фактурен, эмоционально гибок.

Да, любовь и кино — это страшная сила. Поэтому, изучая вместе со «Стожарами» «тайны мужского и женского» на экране, зритель учился любить в жизни. Преклоняться перед талантом, подчиняться магии актёрского обаяния, испытывать простые и светлые чувства, глубоко сопереживать, пускать слезу, смеяться, одним словом… любить. Кино.