UA / RU
Поддержать ZN.ua

А МОЖЕТ, У ТЕЛЕВИДЕНИЯ «СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД» ЕЩЁ ГЛУБЖЕ?

У великих изобретений, как правило, всегда много отцов: вспомним самолёт, радио, электролампочку… ...

Автор: Олег Супруненко

У великих изобретений, как правило, всегда много отцов: вспомним самолёт, радио, электролампочку… Бывает, у выдающихся находок появляются неизвестные ранее отцы — и тогда оспаривается первенство открытия Х-лучей или создание компьютера… Статья в недавнем номере «ЗН» («Славянский след американского телевидения», №24) о русском американце Зворыкине, создателе телевизора, напомнила мне об одной давно читанной заметке о «старшем брате» этого аппарата, исчезнувшем вместе с его создателем.

В давнем, за 1980 год, номере славного советского журнала «Техника—молодёжи» (выходившем тогда тиражом в 1,7 миллиона экземпляров и соединявшем довольно строгий научный подход с определённым либерализмом идей) была опубликована статья московского историка Шмелёвой «Куда исчез телектроскоп Щепаника?» Речь в ней шла о якобы имевшем место в 1898 году изобретении аппарата, передающего цветные изображения на дальние расстояния, — о чём сообщили миру многочисленные газеты и журналы.

Надо отметить, тогдашняя пресса любила сенсации не меньше нынешней. А потому ссылаться на первый попавшийся «таблоид» было бы несерьёзно. Но об изобретении писали и солидные издания. Так, невиданному аппарату посвятил в тот же год статью в авторитетном техническом журнале «Электричество» русский учёный Порфирий Бахметьев. Сам он дважды, в 1880 и 1885 годах, на страницах этого журнала заявлял о возможности передачи изображения на расстояние, но препятствием было отсутствие средств — причина, затормозившая развитие многих идей. Описывая прибор, который его создатель назвал телектроскопом, Бахметьев писал: «Если в одно прекрасное утро повесить перед этим аппаратом только что отпечатанный номер «Нового времени», то по прошествии нескольких секунд во Владивостоке, например, получится фотографическое факсимиле первой страницы этой газеты. … Недалеко время, когда он [телектроскоп] будет введён во всеобщее употребление как аппарат, служащий для глаза тем же, чем служит телефон для уха».

Годом позже о перспективах изобретения пишет журнал «Дело»: «Соединение телектроскопа с телефоном будет делать прямо чудеса. Для него возможна полнейшая иллюзия, полнейший мираж. Он может, например, переносить на значительные расстояния и звуки, и предметы. Вы сидите дома и слушаете оперу, видите декорации, видите актёров». Продолжает тему «Горный журнал» 1899 года: «В последнее время поляк Ян Щепаник, учитель из Галиции, изобрёл прибор, который передаёт на громадные расстояния с полною ясностью изображения каких угодно предметов, независимо от цвета и числа подробностей». Согласно прочим сообщениям, Щепаник, российский подданный, инженер, обучившийся в Краковском университете, школьный учитель по профессии, своё изобретение сумел даже запатентовать — 24 февраля 1898 года телектроскоп получил английский патент № 5031. Деньги же на разработку своего проекта он получил от венгерского банкира Клейнберга, сумев заинтересовать его реализацией заманчивой идеи.

Но, видимо, другие предприниматели телектроскоп не оценили. Щепаник предлагает приобрести его русским торговцам пушниной — чтобы передавать изображения мехов из России на лондонский пушной аукцион. Но купцы таким предложением не прельстились. Что и неудивительно — немало поистине революционных новаторств поначалу не понимались и даже осмеивались современниками. Смеялись над пассажирами первых автомобилей, осыпали проклятиями богомерзкие аэропланы. Ироничный Марк Твен после прокладки телеграфного кабеля из штата Мэн в Техас заметил: «А действительно ли тем, кто живёт в штате Мэн, есть что сообщить живущим в Техасе?» (Здесь он, в сущности, был прав — увидев сегодняшнюю рядовую телепередачу, Твен вряд ли бы отказался от своего скептического комментария). О дальнейшей судьбе телектроскопа узнать из столетней давности прессы историкам не удалось. По одной из версий, Щепаник продал аппарат комитету Парижской выставки, которая должна была состояться в 1900 году, за астрономическую сумму в 6 миллионов франков. Сам автор после сделки бесследно исчез, как и его телектроскоп.

«Техника — молодёжи» дала также инженерный комментарий относительно английского патента на телектроскоп, изложенного в «Электричестве» Бахметьевым. Вывод журнала: с технической точки зрения аппарат мог бы работать. Куда же он делся? Версия исчезновения, предложенная журналом, такова: по мнению авторов, телектроскоп (а позже — ещё одно подобное устройство, изобретённое в США в 1911 году немецким рабочим Шульцем) изъят кинофабрикантами, чтобы обезопасить свой бизнес от потенциально опасного конкурента. Версия не очень убедительна — ведь даже много позже описываемых событий, когда телевизоры уже исчислялись сотнями, один из боссов американского кинопроката скептически говорил что-то вроде: «У этого аппарата нет будущего. Кому будет интересно битый час смотреть в деревянный ящик?» Как же он ошибался…

Так был ли у телевидения более глубокий след? Кто он, этот Ян Щепаник, и куда исчез со своим телектроскопом? Может ли прателевизор прибавить годков этому то ли другу семьи, то ли непрошеному гостю, отнимающему наше время у книг, детей, спорта..? Ответ было бы интересно получить у историков.