UA / RU
Поддержать ZN.ua

А где им взять такую сумму?.. Украинские фильмы-долгострои-2006: век титров не видать!

Что там Шептицкий! Два года приключений вышеизложенного сюжета — это школьные каникулы по сравнению с некоторыми отечественными фильмами-долгостроями...

Автор: Олег Вергелис

Что там Шептицкий! Два года приключений вышеизложенного сюжета — это школьные каникулы по сравнению с некоторыми отечественными фильмами-долгостроями. Причем «прорабами» на этих «площадках» значатся исключительно мастера — Мащенко, Гресь, Ильенко, некоторые другие. А по десять, а по пять лет — «вира-майна» — не хотите? Тут уж никому мало не покажется. Потому что, на первый взгляд, вроде бы никто и не виноват в смене правительств, идеологических линий, исчезающих миллионах, но…

В формате условного рейтинга «ЗН» предлагает уникальную коллекцию из самых «лучших фильмов года» (вернее, прежних лет), о которых все слышали, но которых пока никто не видел. И неизвестно, увидит ли.

№ 1. «Богдан Зиновий Хмельницкий»: шесть лет без права…

Неужто свершилось? Гетман Богдан при полной боевой амуниции опять на коне? Не поверите, но именно на этой неделе старая-новая — готовая (!) — лента Николая Мащенко представлена строгим арбитрам (во главе с Анной Чмиль) на киностудии имени Довженко. Два часа сорок минут — без запинки и без передышки (таков хронометраж).

Шесть лет назад этот фильм начал свое хождение по мукам. И вряд ли кто верил, что когда-нибудь дойдет до кондиции. Но Николай Павлович — мэтр классической закваски, режиссер-дипломат. Он уж если вступает в схватку, то не бросает даже замыленную лошадь на переправе. Трудно предположить, кто подставил его несколько лет назад, предложив показать на кинофестивале «Молодость» рабочую версию «Хмельницкого». Показал тогда на свою голову… Первые зрители удивленно хлопали ресницами. А некоторые критики били не в бровь, а в глаз — с темой Богдана не шутят (особенно на международных фестивалях).

Бюджет «Хмельницкого» по общемировым тарифам — копейки. По сведениям «ЗН», это около десяти миллионов гривен, но все равно еще около четырех миллионов должны студии, которая ночами не досыпала, а фильмом занималась, рассчитываясь студийными деньгами в надежде, что Минкульт покроет эти затраты. А картина ведь не охи-вздохи на скамейке в районе «Шулявской». Здесь — батальные сцены, люди и кони. Мащенко говорит: «Очень армия нам помогла: безвозмездно давали людей на съемки…»

Первый кадр «Богдана», оказывается, сняли еще в 2000-м — 24 апреля. То был знаменательный эпизод: польский король пишет письмо московскому царю… (наверное, денег просит?). Потом снимали сцены сражения под Берестечком, обживали разные интерьеры. От темы Переяславской рады Мащенко деликатно ушел. «Почему же, Николай Павлович?» — «Розумієте, Олеже, я не бачив на власні очі всіх документів з цього приводу. Тому що ще Ленін дав розпорядження не висвітлювати правду. І в різні часи ці документи приховувалися — і за Громико, і за інших. Там — воєнна угода на час боротьби з ляхами… Звичайно, якби мені вдалось з цим познайомитись, можливо б, в сценарії ця тема й прозвучала б».

Еще Мащенко откровенничает: вот если бы ему сегодня предложили заново ступить в ту же реку, да еще дали «миллион, миллион, миллион зеленых купюр», то он сначала долго думал бы, а затем, наверное, отказался. Потому что, как я понимаю, здоровье дороже.

Одной из самых сложных постановочных сцен для режиссера оказался эпизод уничтожения ляхов на мосту. Тогда группа отличных каскадеров выпрыгивала из кожи вон, чтобы придать происходящему максимальную достоверность. Невероятно сложный фрагмент — сцена, когда козаков вешали: триста петель подготовили, а «повешенных» ассистенты снизу за ноги придерживали, чтобы, не дай Бог, чего не случилось. Ведь, по словам режиссера, в таких вот сложнопостановочных батальных проектах (как «Война и мир», например, или «Ватерлоо») загодя планируется… количество возможных трупов. У нас, к счастью, все остались живы.

Но драматическая история в период съемок возникла с исполнителем роли Хмельницкого — прекрасным актером Владимиром Абазопуло… Однако Мащенко не отступился от него, поддержал замечательного артиста.

Почти завершенный «Богдан» (сценарий Андрея Яремчука и Николая Мащенко, оператор — Сергей Борденюк) — собственность студии Довженко и Министерства культуры. К весне картину должны перевести в «Долби», затем — прокатная эпопея. Мащенко, впрочем, сетует: «Да где в наших селах это «Долби» — нет его нигде! И у меня на родине — в Луганской области нет, и во многих других крупных городах только мечтают об этом!»

Тем не менее уже проявили интерес к проекту российские продюсеры. Речь о телеверсии «Богдана». Хотя об этом говорить рано. А стоит говорить нынче о значительной для Мащенко дате — ровно пятьдесят лет назад он пришел на киностудию имени Довженко и отсюда впоследствии начались все этапы его большого-светлого пути: режиссер («Иду к тебе», «Комиссары», «Как закалялась сталь», «Овод»), затем — директор… Нынешний директор студии — Игорь Ставчанский, — правда, сокрушается: дескать, не оставили такие как, Николай Павлович учеников после себя, хотя им самим-то в те времена было у кого учиться — у Кавалеридзе, у Ивченко…

№ 2 «Толока»: как найти миллионы

Кажется, лет пять (не меньше) идут разговоры о проекте Михаила Ильенко «Толока». В основе идеи — история украинского села. Это история о доме, который, переживая разные исторические катаклизмы, сохраняет свой исконный народный фундамент. Бюджет фильма — около 22 млн. гривен. Причем десять миллионов опять обещает Министерство культуры (картина плавно перешла в производственный план 2007 года), а половину — ищите, если найдете.

Правда, режиссер признается «ЗН», что даже эти средства не соответствуют нынешним реальным расценкам кинопроизводства. И с ним трудно не согласиться, зная, сколько за один съемочный день получает та или иная «кинозвезда» в мыльной опере.

№ 3 «1911»: призрак киевской оперы

Еще одна «песнь песней», потому что разговоры об этом кинопроекте тянутся тоже, пятилетку. Это давний замысел режиссера Сергея Маслобойщикова («Шум ветра», «Певица Жозефина и мышиный народ») фильм об убийстве премьер-министра царской России Петра Столыпина в киевском оперном театре. Круглая дата в связи с этой трагедией, кстати, в году уходящем — 95 лет как его застрелили (но все равно ведь снять не успеют).

Маслобойщиков намеревался пригласить в проект на роль Дмитрия Богрова (убийцы Столыпина) талантливого Сергея Бодрова-младшего. Увы… А одним из продюсеров фильма (с российской стороны) должен был стать Сергей Члиянц (занимавшийся «Бумером» Петра Буслова и «Настройщиком» Киры Муратовой). Опять — «увы»: общение Члиянца с нашими киночиновниками отбило у него всякую охоту браться за дело.

Говорят, интересовались этим проектом и три крупных телеканала — «1+1», «Интер», «Первый российский». Александр Ефимович Роднянский, очевидно, больше увлекся продюсированием фильмов на офисную и афганскую тематику. А Константин Львович Эрнст в это время разыгрывал «турецкий гамбит» под кассовой охраной «ночного дозора». Пока суд да дело некоторые другие телеканалы подсуетились и уже создали «многосерийные нетленки» на столыпинскую тему. Так что Маслобойщикову, видимо, еще придется подождать, хотя и бюджет на его фильм предполагался не аховый — около миллиона долларов.

На украинском государственном уровне гибель Столыпина по-прежнему мало кого занимает (кроме Чмиль, пожалуй, которая искренне поддерживает начинание Маслобойщикова). Во всяком случае, продюсер Дмитрий Колесников недавно заявил, что проект «1911» не пришелся по душе экс-вице-премьеру по гуманитарным вопросам Вячеславу Кириленко — и эту идею опять приказали долго ждать. Теперь-то с приходом нового вице-премьера, может, и премьера не за горами?

№ 4 «Тарас Бульба и его сыновья»: вечный зов

Если бы режиссер Виктор Гресь создал фильм «Как я не снял «Тараса Бульбу», то и это произведение было бы не менее интересно широкой аудитории, нежели непосредственно гоголевский сюжет. Думаю, нет сегодня человека в украинском киносоциуме, который бы не слышал о давних грандиозных планах Греся снять «Бульбу» с Алексеем Петренко в роли Тараса и Ларисой Кадочниковой в роли его жены. Но лишь недавно авторский сценарий Греся победил в конкурсе на лучшую экранизацию повести Гоголя (все в восторге, Леонид Череватенко особенно). Предполагалось, что сценарий Греся может быть запущен в режиссерскую разработку. Но постановщик плавно от этой разработки отошел. Да и о реальном бюджете на эту картину вряд ли стоит даже мечтать — по приблизительным «примеркам» такая батальная фреска может потянуть на двадцать миллионов долларов, что для госфинансовой ниши попросту неподъемно.

Тем временем, уже в феврале начинается съемочный период «Тараса Бульбы» в конкурирующей фирме — на «Ленфильме»: Владимир Бортко будет снимать в роли Бульбы Богдана Ступку, а в роли его жены — Аду Роговцеву. Большое финансовое содействие этому российско-украинскому фильму оказывает телеканал «Россия». Кто окажет действенную помощь долгострадальцу Гресю — пока неизвестно. К тому же призрак Депардье бродит крымскими виноградниками; авось он опять напомнит Ющенко свою старую байку про «Бульбу»?

№ 5 «Владыка Андрей»: и святого духа…

Отдельное интервью с режиссером фильма — Олесем Янчуком — на этой же странице.

В СПИСКАХ ЗНАЧИЛИСЬ…

Оказывается, в уходящем году на производство украинских кинофильмов любимое государство не поскупилось. И выделило аж 49 250 гривен. Вопрос: куда дошли эти выделения?.. По линии госзаказа коллегия Минкульта открыла зеленую улицу нижеследующим лентам: «Владыка Андрей» (реж. Олесь Янчук), «Рыцари Дикого Поля» (проект Владимира Савельева о гетмане Калнышевском), «Последний забой» (киноактуалка Алексея Русича про шахту угольную), «Кобзарі» (реж. Олесь Санин), «Толока» (реж. Михаил Ильенко), «Зона» (проект Тараса Томенко о Чернобыле), «Перверзии» (литературная основа — Юрий Андрухович; режуправление — Андрей Жолдак). Судя по всему, ни в одном из этих кинопроектов киноконь еще не валялся.

В это же время Национальная киностудия имени Александра Довженко совершила подвиг Гастелло — и, не поверите, практически завершила работу над вышеупомянутым «Хмельницким», а также над картинами «Убийство в зимней Ялте» (режиссер Александр Муратов) и «Запорожец за Дунаем» (режиссер — Николай Засеев-Руденко). Последний фильм (бюджет около четырех миллионов гривен) тоже собираются форматировать в «Долби» (с учетом того, что в ленте поют Владимир Гришко и Мария Стефюк).

Согласно все тому же постановлению минкультовской коллегии (от 29 июня 2006 года) нас ожидает невероятное обилие кинодебютов. Среди них — «Сельский роман» (реж. О.Уманский), «Гайдамаки» (реж. В.Иваницкий), «Сутінковий кінь» (реж. В.Васянович), «Побрехенька» (реж. Л.Мацко).