Танец живет мгновением. Жизнь его сиюминутна, быстротечна. В тот самый момент, когда танец исполнен, он умирает, чтобы родиться заново, подобно легендарной птице Феникс. Это искусство, которое НЕ СУЩЕСТВУЕТ, а РОЖДАЕТСЯ. Однако сколько труда нужно вложить, сколько вынести мук и лишений, какое терпение иметь, чтобы в итоге родился ТАНЕЦ! Но и этого всего недостаточно, чтобы состоялось рождение танца истинного - субстанции прихотливой и хрупкой. Далеко не все танцоры (умеющие танцевать) становятся танцовщиками (артистами балета), а еще реже встречаются подлинные мастера...
Совсем недавно (29-31 января с.г.) на сцене Национальной оперы проходил первый в истории независимой Украины Всеукраинский конкурс-фестиваль артистов балета, приуроченный к солидной дате в жизни украинского профессионального балетного театра - 70-летию со дня его основания.
Значимость торжественного мероприятия, посвященного этой основополагающей вехе, увеличивалась его двойной ипостасью: конкурс и фестиваль - одновременно! Анонс был роскошен: среди участников - артисты балета всех театров Украины и воспитанники хореографических учебных заведений. В фестивальной программе заявлены «звезды хореографического искусства Украины, России, Германии, Франции». На заключительном гала-концерте обещано было выступление «международных звезд и лауреатов», а также «звезд балета Киева, Днепропетровска, Донецка, Москвы, Санкт-Петербурга, Штутгарта, Тулузы»...
В ожидании «звездного ливня» почитатели «лучшего из искусств» с энтузиазмом ринулись в Оперу: кто - участвовать, кто - помогать и сопереживать, а кто - наблюдать, сопоставлять, анализировать. Но все в равной степени вправе были ожидать ярких впечатлений, запоминающихся открытий, новых имен. Однако очень скоро многих постигло сильное разочарование...
Конкурс оказался малопредставительным. Контингент участников - 34 человека - в основном состоял из киевлян (более 75%). Представителей хореографических школ, соревнующихся по категории «младшая группа», было 11 - исключительно киевляне.
Первый отборочный тур проходил в большом балетном зале Национальной оперы в виде традиционного урока классического танца и сценической репетиции конкурсной программы. Уроки проводили балетмейстеры-репетиторы театра заслуженная артистка Украины А.Кальченко и народная артистка Украины А.Лагода. К сожалению, в них не ощущалось продуманности, системности или того, что мы обычно называем школой. Вариант экспромта и «шлягерности» в музыкальном сопровождении урока (концертмейстер С.Рябов) был не очень уместен в стенах храма искусств и лишь подчеркивал далекий от совершенства исполнительский уровень конкурсантов. Может быть, поэтому оргкомитет решил в зал никого, кроме участников и некоторых педагогов, не пускать. Кстати говоря, если бы в программе конкурса были запланированы мастер-классы, семинары или дискуссии, проведение которых в неменьшей степени важно, чем сами конкурсные баталии, многих недоразумений удалось бы избежать в дальнейшем. Жаль, что организаторы уже не в первый раз (вспомним пожелания профессионалов после I Международного конкурса им.С.Лифаря и фестиваля «Серж Лифарь де ля данс»!) ограничиваются при подготовке одним и тем же узким кругом специалистов, не приглашая к сотрудничеству многих других, не менее известных и уважаемых, зарекомендовавших себя в Украине и за рубежом мастеров украинского балета.
Второй и третий туры были полностью посвящены смотру традиционной конкурсной программы - классическим вариациям, па-де-де и номерам современной хореографии. Несмотря на то, что в условиях конкурса не было какого-либо ограничения репертуара конкурсантов (как это иногда делают на других балетных соревнованиях - целенаправленно и сознательно), все же круг исполняемых произведений был весьма узок, кроме того, все они бесконечно повторялись. Создавалось впечатление, что балетный репертуар коллапсировал до предела и, кроме давно известных вариаций и па-де-де из балетов «Корсар», «Дон Кихот», «Жизель», «Баядерка» и немногих других, в мировой классике больше ничего не сохранилось. К тому же интерпретация их была, увы, весьма «разношерстна» по стилю, порой лишена вкуса и далека от совершенства. Единственное, то иногда «цепляло» внимание, - это уровень технического (моторного) мастерства некоторых исполнителей. Мало было на конкурсе произведений современной хореографии, а из тех, которые мы увидели, далеко не все можно назвать конкурсными...
Несколько слов о проблеме участия педагогов в конкурсе. Вновь приходится с удивлением и тревогой констатировать странный факт: в который уже раз на конкурсе почему-то не были даже упомянуты те, чей кропотливый труд, забота и участие помогают артисту состояться. Уже давно на многих балетных форумах однозначно решен вопрос о том, что участник не должен приезжать без своего педагога. Может быть, в каком-либо другом виде искусства присутствие наставника вместе с исполнителем на конкурсе не столь важно, но у балета своя специфика, и с ней в профессиональном плане следует считаться. Так думают на Западе. Более того, многие престижные балетные состязания присуждают призы выдающимся педагогам и всячески поощряют их. В Киеве имеет пока место другая традиция - вообще не упоминать о педагогах, как будто исполнитель сам, в гордом одиночестве, «создает» себя! Жаль не только тех, кто забыт, жаль, что утеряна культура преемственности...
Несмотря на все вышеуказанное, Всеукраинский конкурс артистов балета состоялся. И, как в каждом из подобных состязаний, были определены победители. Ими стали в номинации «дуэт» солисты Национальной оперы Украины: Светлана Толстопятова (I премия), Такита Синобу (II премия), Иванна Ильенко (III премия), Евгений Кайгородов (I премия), Николай Абраменко (II премия), Александр Кириченко (II премия). Третьей премии был удостоен солист Одесского государственного академического театра оперы и балета Константин Гринюк.
В номинации «соло» лауреатом I премии стал Виген Акопян, солист Харьковского академического театра оперы и балета им.Н.Лысенко; II премия досталась Сергею Михайлову (Национальная опера Украины), III премия - Сергею Тихому (Национальная опера Украины).
Первая и вторая премии среди женщин присуждены не были, обладательницей третьей стала Юлия Москалюк, воспитанница Украинской академии танца (Киев).
Кроме этого, жюри отметило почетными дипломами работу некоторых исполнителей и их партнеров, которые не принимали участие в конкурсе. Особо хочется выделить великолепных танцовщиков, солистов Национальной оперы Украины Елену Горбач и Геннадия Жало.
Надо, однако, отметить, что жюри своим решением о распределении наград вызвало большое недоумение и несогласие у широкой аудитории профессионалов. Трудно, например, найти объяснение тому, почему именно В.Акопян занял первое место, а следовательно, был признан лучшим танцовщиком на Всеукраинском конкурсе. Или, скажем, тому, что дипломом был отмечен самый юный участник, будто основным критерием являлся не профессиональный уровень, а возраст.
Завершая небольшой обзор I Всеукраинского конкурса артистов балета в Киеве, хочется назвать состав высокого жюри. Председатель - А.Шекера, народный артист Украины, главный балетмейстер Национальной оперы Украины, вице-президент Украинской академии танца; сопредседатель - Н.Барышева, народная артистка Украины, балетмейстер Одесского государственного академического театра оперы и балета; сопредседатель - А.Урсуляк, директор Штутгартской школы им.Дж.Кранко, академик Украинской академии танца; члены жюри: А.Асатурян, заслуженный деятель искусств Армении, главный балетмейстер Харьковского государственного театра оперы и балета им.Н.Лысенко; П.Малхасянц, главный балетмейстер Львовского государственного академического театра оперы и балета им.И.Франко; В.Потапова, народная артистка Украины, балетмейстер-репетитор Национальной оперы Украины; М.Ран, главный балетмейстер «Theаtre du Capitole» (Тулуза); А.Рубина, заслуженная артистка Украины, главный балетмейстер Киевского еврейского театра «Мазлтов». Председателем секретариата жюри был И.Махаев, директор российского культурного благотворительного фонда «Дом Дягилева».
А что же фестиваль? Обещанного «звездного ливня» мы так и не дождались, ибо воспитанников Штутгартской школы им.Дж.Кранко, дуэтную пару из Большого театра, танцовщиков из Тулузы, а тем более нынешних победителей и дипломантов «звездами» называть еще рано... Будем надеяться, что они ярко засияют в будущем. А пока - пока мы, право же, были бы очень рады видеть на фестивале наших родных «звезд» - Елену Филипьеву, Ирину Дворовенко, Сергея Бондура, Вадима Писарева, Константина Костюкова, Алексея Ратманского, Максима Белоцерковского... Разве нам некем гордиться?
Хотелось бы спросить: а стоило ли вообще затевать такое ответственное и масштабное по сути и значимости мероприятие без серьезной поисковой работы оргкомитета? Нужны ли нам подобные акции, проходящие в узком кругу, без привлечения широкой балетной общественности, и к тому же не слишком высокие по уровню профессионального подхода к ДЕЛУ? Ведь они не только не помогают развитию украинского балетного искусства, а становятся ложными ориентирами, ведущими в тупик.
Семь десятилетий творческой деятельности целого направления - это огромный пласт национальной культуры, требующий фундаментального анализа и широкого освещения. История украинского балета может гордиться именами своих блестящих мастеров, прославивших Украину, внесших вклад в развитие отечественного балетного театра, а также воспитавших себе смену, которая достойно продолжает добрые традиции своих предшественников. Культура создается традицией. Хранить память о ней, уважать традиции и бережно нести их в будущее - это и есть бесконечная преемственность. Никакая культура не может возникнуть вдруг, из ничего. Именно это и подчеркнул еще раз прошедший конкурс.