"Коханець"
Малый театр. Премьера - 1 марта
Первопрочтение известной пьесы Гарольда Пинтера - на украинском языке. Этот проект столичный Малый театр осуществляет в рамках инициативы Британского Совета в Украине, поощряющей молодых украинских режиссеров к созданию спектаклей на основе текстов британских классиков и современников. Такой шанс выпал режиссеру Нате Будариной: она оказалась среди победителей конкурсных соревнований. Следовательно, ей и придется расплетать тугой узел пинтеровской любовной коллизии: муж, жена, любовник… а может, муж и любовник - один и тот же человек?
В общем, эту пьесу очень любят режиссеры как экономически выгодный материал для антрепризных постановок. В частности, режиссер Владимир Мирзоев постоянно возвращается к "Коханцю", меняя актеров и площадки.
К этой же пьесе в Украине уже обращался Роман Виктюк - как к антрепризному проекту для Евгения Паперного.
Теперь имеем попытку спектакля "антиантрепризного", а скорее - экспериментального, философского. Впрочем, не стоит забегать наперед, дождемся и увидим его в первый день весны в Малом театре.
VERBA
Национальный театр им.И.Франко. Премьера - 27 марта
Режиссер Сергей Маслобойщиков предлагает свою адаптацию классической пьесы Леси Украинки "Лісова пісня". Не случайно в афише название - VERBA. Очевидно, для режиссера - это не только ключевой сценографический образ, но и разные смыслы, рожденные этим словом.
В главной роли - Кристина Федорак, запомнившаяся многим ролью старой буковинской бабки в спектакле "Буна". Лукаша играет Александр Бегма - не только драматический актер, но и виртуоз-музыкант. Ряд волшебных образов Леси воплотит на сцене один актер - Иван Шаран - "Той, хто…". Также две роли - Килину и Мать - играет в спектакле Анжелика Савченко.
"Сторонні серед нас"
Национальный театр им.И.Франко. Премьера - 24 марта
Пьеса современного канадского драматурга Аарона Бушковски - первопрочтение на украинской сцене. Режиссер - Петр Ильченко. В одной из главных ролей - Галина Яблонская. Премьеру ожидали еще в начале года, но график изменился, и теперь она назначена на март. В этой пьесе разворачивается история семейных взаимоотношений, конфликтов поколений, предчувствие потерь, осмысление прошлого и ожидания на будущее. В премьере встретятся франковцы разных поколений - буквально накануне столетия родного театра.
"Саломея"
Молодой театр. Премьера - 27 февраля, 15 марта
Культовый текст Оскара Уайльда, одноактная трагедия 1891 года. Пьеса, породившая вокруг себя особые миры - музыкальный, сценический, хореографический. Как известно, в начале 90-х XIX века в Лондоне роль Саломеи должна была играть Сарра Бернар. Однако британская цензура пьесу запретила (тогда на сцене не рекомендовали играть библейских персонажей, а Уайльд использовал для произведения одну из историй Нового завета).
Впервые пьеса была опубликована в Париже в 1893 году. Со временем вышла и английская версия. Мифология "Саломеи" - это и фантастические иллюстрации Обри Бердсли к этой пьесе. А в начале ХХ века Рихард Штраус написал одноименную оперу, использовав немецкий перевод.
Одна из известнейших сценических композиций на основе "Саломеи" Уайльда - постановка Романа Виктюка в конце 1990-х (с Дмитрием Бозиным и Николаем Добрыниным в главных ролях, изображавшим одновременно и трагедию Саломеи, и трагедию ее автора).
Киевскую премьеру ожидаем на Микросцене Молодого театра. В главной роли - Виктория Ромашко. В спектакле также задействованы: Борис Георгиевский, Валерий Легин, Анна Розстальная, Тамара Яценко, Олег Коркушко. Режиссер - Владимир Борисюк, хореограф - Ольга Семешкина.
"Игрушка для мамы"
Национальный театр им. Леси Украинки. Премьера - 23, 26 февраля, 10 марта
Популярная актриса Анна Варпаховская, считающаяся некоронованной примой Киевского театра имени Леси Украинки, снова обращается в репертуаре театра к драматургии Альдо Николаи. Все помнят ее игру в спектакле "Прощальное танго" (по пьесе "Бабочка, бабочка"), на этот раз - другая пьеса итальянского автора - "Ты никогда не ездила на верблюде?" В афише, правда, спектакль называется "Игрушка для мамы".
Итак, есть отношения дочки и матери, есть элементы детективного сюжета, есть прежде всего женская тема, а посетители театров - преимущественно женщины.
И, конечно, есть уже упомянутая актриса, которую киевляне любят и на ее спектаклях всегда устраивают аншлаги. Режиссер постановки - Григорий Зискин (Канада). Музыкальное оформление - сама Варпаховская. В спектакле также задействованы Ирина Новак и Ольга Когут. Жанр - трагикомедия на одно действие.
"Белая ворона"
Национальный театр оперетты. Премьера - 22, 23 февраля, 23, 24 марта
На этой неделе Максим Голенко представит первый премьерный блок спектаклей "Белая ворона". Со временем, в марте, - второй блок на сцене Театра оперетты. Популярную рок-оперу Геннадия Татарченко и Юрия Рыбчинского (как все уже заметили) все активнее адаптируют для современной украинской сцены. Разные спектакли на основе это произведения идут в Ровно, Николаеве, Виннице. Теперь - снова Киев.
Максим Голенко работает над проектом совместно с балетмейстером Максимом Булгаковым. Ради беспроигрышного образа главной героини, то есть Жанны д'Арк, Театр оперетты предварительно объявил специальный кастинг - искали лучшую, именно ту, которая запоет о свободе - громко и уверенно. Тем временем режиссер проекта параллельно работает и над "Енеїдою" (по мотивам Котляревского), но не в столице, а в Одессе. Также вскоре премьера.
"Діти ночі"
Национальная опера Украины. Премьера - 15 марта
Как отмечается в аннотации театра от организаторов проекта, проект создан специально для украинских звезд балета Екатерины Кухар и Александра Стоянова. Хореография и постановка - Александра Абдукаримова. Музыка - Антонио Вивальди, Макс Рихтер. "Постановка с декорациями в готическом стиле и современной хореографией, базирующейся на классической академической традиции. Спектакль рассказывает о мистических существах андрогинах, когда-то имевших по две пары рук и ног, по два лица на одной голове, и им казалось, что они самые красивые и самые могущественные, что они равны Богу. За что они и были наказаны - разделены на две части - мужскую и женскую…". Насколько можно понять из этой аннотации, каждая из частей и будет искать на сцене свою половину.