И, конечно, в Киеве. Этому событию был посвящен вечер в Доме кино. А до этого в течение двух дней критики и аниматоры в очередной раз пытались разгадать магию искусства, которое возникло задолго до изобретения братьев Люмьер. На самом же вечере в теоретические изыскания никто не пускался, как, впрочем, и не делал экскурсов в историю. Ну разве что не столь далекую: в 80-90-е годы, на которые как раз и приходится расцвет украинской школы анимации. Тогда, правда, в ходу был другой термин - мультипликация, что значит «умножение». Но со временем искусство это развивалось, появились новые формы и, главное, оно наполнилось глубиной и философичностью. И слово «анимация» (одушевление) было уже более уместно.
Поначалу аниматоры не имели, как говорится, собственной крыши. При студии «Киевнаучфильм» существовало творческое объединение художественной мультипликации. Когда в 1965 году студию возглавил Борис Петрович Остахнович, выходило четыре анимационных фильма в год. А затем, вспоминает он, резкий взлет. Появились новые режиссеры. Причем, как правило, из среды своих же художников-мультипликаторов. И каждый - со своим видением, своей темой, своим стилем. А все вместе они и создали украинскую анимацию, которую не спутаешь ни с какой другой и которая уже через двадцать лет гремела по всему миру. Настоящий взлет был в 80-90-е годы: 16-17 фильмов в год, в том числе и полнометражные, которые делались по заказу тогда еще существующего телеобъединения «Экран».
Вспомнить некоторые из этих работ мы смогли благодаря организаторам (студия «Укранимафильм», дирекция фестиваля «Крок», Министерство культуры и искусств) юбилейного вечера. «Тигренок в чайнике», «Маруся Богуславка», «Капитошка», «Веселый цыпленок», «Алиса в Зазеркалье», «Савушкин, который не верил в чудеса», «Страна считалия», «Мы - женщины», «Любовь и смерть картошки», «Мамочка, Розочка и Миничка», «Игра» и, конечно, непревзойденный капитан Врунгель и неунывающие казаки. На этих фильмах выросло не одно поколение. И несмотря на торжественность юбилейного момента, как не взгрустнуть: для нынешней детворы большинство названий этих, ставших уже классикой, мультфильмов - пустой звук. Увидеть их практически негде. И если бы не неутомимая деятельность международного фестиваля анимационного кино «Крок», который в разных городах Украины показывает мультфильмы для детей, то анимационное кино вообще бы исчезло с большого экрана.
Впрочем, исчезать-то особо нечему. Сегодня мы пришли к тому, с чего начинали в 60-е: четыре фильма в год. Многие мастера в поисках работы отправились в Польшу, Америку, Израиль, что, конечно же, грустно. Но с другой стороны, все они остались в анимационном кино и существуют в нем вполне успешно, что не может не радовать.
И потому самым популярным пожеланием украинским аниматорам, которое звучало из уст многочисленных гостей, было пожелание работы. Побольше…