Итальянские теноры считаются одними из самых богатых в мире. Энрико Карузо, умерший в 1921 году, оставил состояние в 9 миллионов долларов - сумму по тем временам внушительную. У Лючано Паваротти 25 миллионов. Несметно богат был и его кумир Беньямино Джильи.
«Певчий бизнес» вообще считается в Италии наиболее почетным. Зарабатывать на хлеб пением здесь начали в незапамятные времена. Но даже те, для кого вокал не стал профессией, обнаруживают поразительные способности. Практически каждый итальянец - от мальчишки-газетчика на улице и домашней хозяйки на кухне до менеджера или политика - обладает если не музыкальным слухом, то умением понять и достойно оценить хорошее пение. Причиной тому - крутой поворот истории: крушение Римской империи. Тяжелее всего пришлось самим римлянам, вынужденным подавлять смуты в других районах страны и в то же время сражаться между собой на улицах и площадях собственного города.
Именно тогда возникла потребность в бардах с громкими и звучными голосами. Уже в V веке первые бродячие певцы стали перекладывать на песенные сюжеты события современности и недавней истории. И в отличие от Германии, где миннезингеры томились от любви к знатным дамам, итальянские барды пели простому народу о войнах и героях, о церкви и политике, слагая канцоны, баллады и десятки других песнопений.
Климат предрасполагал к тому, чтобы большую часть времени проводить на улице. В Италии не бывало ни слишком холодно, как в Германии, ни чересчур жарко, как в Греции. Улица служила людям единым большим домом, а пение - одной из форм общения между собой. Каждый уличный талант, как заметил Бернард Шоу, мог стать оперной звездой.
Любовь к пению усиливали и другие обстоятельства. После того, как папа Григорий I официально ввел в церковную музыку хоралы, которые стали называть «григорианскими», понадобились певцы с необычайно сильными голосами. С другой стороны, итальянцы всегда любили оперы - они сочинили их более 50 тысяч.
Журнал «ПМ»
РИМ - БОНН