UA / RU
Поддержать ZN.ua

«4-Й БЛОК». КРИТИЧЕСКАЯ МАССА КУЛЬТУРЫ

«Мы не опустошим Марс, — произнес капитан. — Он слишком велик и слишком красив». Рей Брэдбери.«Мар...

Автор: Олег Смаль
Гран-при - Йохен Фидлер (Германия)

«Мы не опустошим Марс, - произнес капитан. - Он слишком велик и слишком красив».

Рей Брэдбери.
«Марсианские хроники»

Чернобыль настолько серьезно затронул судьбу человечества, что стал фактором, формирующим мировосприятие целых народов. Влияние это задевает мозг и патологических радиофобов, опасающихся открытых форточек, и бесстрашных фаталистов, верящих только в слепую судьбу.

Как Хиросима уже никогда не будет просто портовым городом на острове Хонсю, так и город, где упала горькая звезда, не сможет стать рядовым населенным пунктом украинского Полесья, даже если законы деления ядра нивелируют последствия катастрофы.

Среди тех, кого зацепил «мирный атом» ЧАЭС, есть разные люди. Одни уже радикально «вылечились», утопив себя в красном вине, другие рационально выстроили структуры, исправно дистиллирующие из беды эссенцию собственного иллюзорного благополучия. Но есть и люди, убежденные в том, что их горький опыт, трансформированный в художественные акции, может стать весомой силой, которая убережет мир от самоубийственной бессмысленности надежнее, чем «нью-саркофаги».

Олег Векленко, ныне профессор Харьковской государственной академии дизайна и искусств, заслуженный деятель искусств Украины, не относится к числу кабинетных катастрофоведов-теоретиков - в 1986 году он был мобилизован на ликвидацию последствий чернобыльской аварии. В 1991 году мысли и эмоции Олега Векленко воплотились в идею организовать международный фестиваль плаката и графики «4-й блок», который сразу занял видное место среди мировых художественных событий. Каждые три года лучшие художники-графики и плакатисты Земли присылают свои произведения на суд ценителей настоящего активного искусства и компетентного жюри, которое из сотен взглядов на наш мир выбирает самый острый и выразительный.

Весенний Харьков встретил пятый по счету «4-й блок» пронизывающим холодом и даже рудиментом зимы - снегом. Но никаких признаков ледникового периода - в многочисленных местах дислокации фестиваля. Я давно не видел такой концентрации добрых и умных людей, представляющих творческое крыло, наверное, последней из «религий», способной без огня и меча объединить все человечество - экологии, или проще - любви к живой и неживой природе и человеку как органичной ее части. Участники фестиваля, конечно же, не идеалисты, которые верят, что просвещением масс человечество моментально можно загнать в зеленый Эдем, и не фанатики, готовые повесить на фонарных столбах бабушек, торгующих подснежниками, занесенными в Красную книгу.

Но частичка таланта и души этих людей оказывается на той чаше весов, которая концентрирует добро и здравый смысл, в противовес балансирующей на грани апокалипсиса почти критической массе ненависти и слепого безумия.

В жюри пятого «4-го блока» вошли:

Кари Пииппо (Финляндия), Йонг Хиао (Китай), Ян Райлих (Чешская Республика), Яцек Мровчик (Польша), Сергей Серов (Россия), Такаши Акияма (Япония), Павел Маков (Украина), Виталий Шостя (Украина). Они определили победителей в номинациях:

- плакат: Гран-при - Йохен Фидлер (Германия), первая премия - Сунг-Эик Баэ (Республика Корея), вторая премия - Алиреза Мостафазадех (Иран), третья премия - Томи Парвайнен (Финляндия);

- графика: первая премия не присуждена. Вторая премия - Иштван Орош (Венгрия), третья премия - Нориаки Кондо (Япония).

Очень хорошо, что в Харькове работает «4-й блок», который бесперебойно продуцирует творческую энергию и щедро делится ею с миром.