UA / RU
Поддержать ZN.ua

32 СТРАНИЦЫ УДОВОЛЬСТВИЯ

Для интеллектуала, библиомана - это «Критика», новое издание, два выпуска которого успели выйти в свет в конце прошлого года...

Автор: Людмила Таран

Для интеллектуала, библиомана - это «Критика», новое издание, два выпуска которого успели выйти в свет в конце прошлого года. На подходе - первый номер газеты нынешнего года, которую уже можно получать по подписке.

Критика - для кого? Для чего? И какая? Отвечая на эти вопросы, главный редактор издания Григорий Грабович, профессор, директор Украинского института Гарвардского университета (США), главный акцент ставит над острой потребностью украинского социума в свободном, критическом дискурсе, посредством которого формируется открытое гражданское общество. В «Критике» особое место занимает институт рецензии в широком смысле слова. Дискуссии, контроверза, литературная критика, которые предлагает «Критика», - ключ к пониманию широкого спектра событий дня сегодняшнего, которые требуют постоянного осмысления.

Среди декларированных заданий - участие в построении украинского интеллектуального дискурса. Вместе с изданиями подобного рода («Сучасність», «Генеза», «Політична думка») «Критика», судя по двум выпускам, настроена вырабатывать категориальный язык синтеза современных процессов в интеллектуальной, культурной жизни Украины, какой бы «вялотекущей» она ни казалась. И вместе с тем, исходя из намерений главного редактора и его коллег (ответственный редактор - Микола Рябчук, редколлегия: Соломия Павлычко, Александр Савченко, Вадим Скуративский, Алексей Толочко), «Критику» привлекает сочетание профессионального анализа с доступным, не академически сухим стилем. Важно и то, что издание видит свое предназначение в том, чтобы вызвать к жизни активный диалог между украиноязычным и русскоязычным дискурсами - этого нашему обществу положительно не хватает.

Декларации и намерения - это, как известно, полдела. А что за ними, судя по двум выпускам?

Оговорюсь сразу - «Критика», на мой взгляд, заполитизирована. Собственно литературная критика - по неписаным законам - подается «под занавес» номеров. В этом усматриваю некий перекос в сторону политологических студий, основательность и контроверзийность которых не подлежит сомнению. «Політика як риторика» Тараса Кузь и Геннадия Камалия, «Куди мчиш, Росіє?» Марьяна Броды, «Апологія лівоцентризму» Сергея Грабовского, «Поневолений розум» Анны Климиной - «козыри» вышедших выпусков. Не менее серьезной в смысле основательности выглядит и статья (в двух подачах) Г.Грабовича «Совєтизація української гуманістики», в которой раскрывается «сумма технологий» имперско-антиукраинской политики по отношению к «развитию» гуманитарных наук на протяжении истории УССР.

Фактически проблеме деконструкции посвящены и литературоведческие статьи «Критики», деконструкции новых мифов, на сей раз антиколониальных. Имею в виду публикации: «Література на роздоріжжі» Наталки Билоцеркивец, «Прощання з андерграундом» Максима Стрихи, «Тексти не ангели» Миколы Рябчука, «Москва - Пост-Волинський» Алексея Толочко. Сюда же отнесла бы эссе-рецензию на тему «нового прочтения» истории Украины Натальи Яковенко «Навіщо казка про перевертня?» и обзор Сергея Трымбача «Кіно українське, хохлацьке, бандерівське».

Постколониальный дискурс публикаций очевиден - и это принципиально отличает «Критику» от многих «патриотически-литературных» изданий. В пространство этого дискурса могла бы прекрасно уложиться и литературная критика, оценивающая произведения посредством современного инструментария, выработанного западными школами. К примеру, сейчас активно публикуется украинская женская проза (Оксана Забужко, София Майданская, Мария Матиос, Галина Тарасюк). Как ее оценить с точки зрения «феминного письма»? Это - из области «пожеланий читателя».

К очевидным плюсам нового издания относится и четко поданная информация о международных грантах, стипендиях, фондах (Accels, Irex и др.), а также - репертуар книжных новинок с репродукциями обложек - особая редкость в наши дни, увы. Итак, информационное поле «Критики» довольно широкое и разнообразное.

Мне трудно судить, насколько уникальна «Критика» в оформлении (макет, верстка). Но дружеские шаржи на ее страницах (художник Микола Куманивский) придают новому изданию «лица необщее выражение».