UA / RU
Поддержать ZN.ua

23 СЕНТЯБРЯ БЕШЕНЫЙ ЮНКЕР

3 сентября 1862 года Отто фон Бисмарк был назначен министром-президентом Пруссии. Для объединения веками раздробленной Германии ему потребовалось меньше девяти лет...

Автор: Алексей Никитин

3 сентября 1862 года Отто фон Бисмарк был назначен министром-президентом Пруссии. Для объединения веками раздробленной Германии ему потребовалось меньше девяти лет.

В январе 1871 года в Версальском дворце был провозглашен Второй рейх. Двадцать две монархии и три вольных города: Любек, Бремен и Гамбург вошли в состав единой империи. Престарелый прусский король Вильгельм I стал кайзером, а первым рейхсканцлером — Бисмарк, человек, воле, силе и хитрости которого немцы обязаны образованием Германии «от Мааса до Мемеля».

Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен Бисмарк не умел подчиняться и не выносил над собой начальства. Его учеба сперва в Геттингенском, позднее в Берлинском университетах была отмечена 27 дуэлями, а непродолжительная служба — крупным картежным проигрышем. Вернуть долг ему помог отец, после чего Бисмарк оставил службу и занялся хозяйством. Он был преуспевающим помещиком, волевым, физически выносливым человеком с громовым голосом, великолепным охотником, занимался разведением собак (скрестив датских догов с немецкими мастифами, вывел породу ульмских догов или догов Бисмарка).

В тридцать два года Бисмарк был избран депутатом прусского ландтага. Это избрание стало началом его политической карьеры. «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и выборов», — сказал он позже. Бисмарк обладал своеобразным чувством юмора. Его острые и точные замечания сегодня по-прежнему на слуху.

«Русские долго запрягают, но быстро ездят», заметил он, вернувшись из России. Бисмарк три года служил послом в Петербурге. Его энергичность, работоспособность, глубокие монархические убеждения были отмечены Александром II. Император предложил ему перейти на русскую службу, но Бисмарк остался верен родине.

На протяжении всей карьеры Бисмарк сохранял видимость хороших отношений с Россией, но никогда не упускал случая поставить ей дипломатическую подножку.

«Никогда не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью».

Став министром-президентом Пруссии, Бисмарк занялся усилением армии. «Великие вопросы эпохи решаются не мнением большинства и либеральной болтовней в парламенте, а железом и кровью». В свете Бисмарка называли «бешеным юнкером». Железом и кровью он сколачивал единую империю. Он заключал союзы и нападал на союзников, не брезговал ложью и подлогами.

«Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит».

В 1864 году в союзе с Австрией Бисмарк напал на Данию и аннексировал провинции Шлезвиг и Гольштейн. Спустя два года в битве при городе Садова (Чехия) пруссаки в клочья разнесли теперь уже австрийскую армию. Генералы и король рвались дальше, они мечтали о параде в Вене. Бисмарку был нужен не парад в Вене, а единая Германия. Предстояла война с Францией, и ему совсем не хотелось иметь врага в тылу. «Никогда не воюйте на два фронта».

В результате Австрия признала право Пруссии на создание Северогерманского союза. Но для полного объединения Германии Пруссии требовалось подчинить юг: Баварию, Баден, Вюртемберг. Католические государства Южной Германии не очень-то стремились в объятья протестантской Пруссии. И разделяло их не только различие в вероисповедании. У них были свои политические интересы, своя культура. Особенно резкую антипрусскую позицию занимала Бавария, правящая династия которой не прерывалась с 1180 года. Прусская военная диктатура вызывала у баварцев отвращение. Но с Югом нельзя было воевать: союз, заключенный под пушками, не мог оставаться прочным. Баварцы и вюртембержцы должны были сами сделать шаг навстречу объединению. Бисмарк добился этого.

Знаменитый эпизод с эмсской депешей. Бисмарк обедал с Мольтке и Рооном, когда ему доставили шифрованное послание из Эмса. Вильгельм отдыхал там на водах. Это был вялый и путаный документ с изложением беседы короля с французским послом. Поинтересовавшись у начальника генштаба Мольтке состоянием армии, на глазах у гостей Бисмарк внес правки в депешу. Он ничего не дописывал, он только вычеркнул некоторые строки. Текст стал оскорбительным для Франции. Мольтке в восхищении заметил, что если раньше он звучал как сигнал к отступлению, то теперь — как фанфары. В исправленном виде депешу разослали в газеты и во все европейские миссии. Кроме французской.

Париж негодовал, и через неделю Франция объявила войну Северогерманскому союзу. В глазах Европы и уж, конечно, немцев, император Наполеон III был агрессором. Все немцы, и франкофилы вюртембержцы и пруссофобы баварцы, объединились для защиты короля Вильгельма.

Поражение Франции было ужасным. Император Наполеон III попал в плен, Франция лишилась Эльзаса и Лотарингии, выплатила огромную контрибуцию 5 млрд. франков.

Бисмарк заранее ответил всем своим критикам: кто называет меня бессовестным политиком, пусть сначала испытает на этом плацдарме свою собственную совесть.

Объединение Германии вызвало стремительный экономический рост. В городах на севере создавались банкирские дома и тресты. В Руре и Эссене, по всему Рейну — промышленные синдикаты.

Старая, добисмарковская Германия, вздыхали поэты, насколько она милее и уютнее новой — прусской, модернизированной...