ПРЕАМБУЛА
Филармонический сезон 1999/2000 завершен. Позади — абонементные концерты и гастрольные выступления, фестивали, циклы и разовые акции, яркие впечатления — и, конечно же, разочарования. Все как обычно? Или все же по-новому? Живут ли традиции, формировавшиеся годами, или, напротив, возобладали реалии дня сегодняшнего, практицизм и прагматизм современности? Из информированных источников под конец сезона стало известно, что финансирование национальных коллективов сокращено чуть ли не на пятьдесят процентов. Тем больше оснований вспомнить о прошедших событиях — ведь только помня о выдающихся достижениях прошлого, можем формировать привлекательное будущее; только осознав ошибочные шаги, можем избежать их повторения.
СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ
У сезона-2000 было несколько «несущих», сквозных линий. Не было традиционно «взбадривающих» концертную жизнь исполнительских конкурсов — Горовица, Лысенко, Леонтовича... Но были стратегически верно продуманные (и придуманные) циклы: «Музыка на рубеже тысячелетий», «Симфонии Малера», а также — традиционные филармонические абонементы.
В этот раз определяющими концертную и гастрольную жизнь столицы были два абонемента — «Искусство фортепианной игры» и «Скрипичная музыка». Именно в рамках этих проектов Киев посетили Лиана Исакадзе и Сергей Стадлер, Дмитрий Башкиров и Йин Ченг-Зонг, Марк Комонько и Вадим Бродский... Имена, не требующие рекомендаций, — но какими разными были их концерты! Критика может, конечно, расточать похвалы и комплименты, но выступление С.Стадлера в сольной части программы «Приглашение в оперу», скорее, разочаровало, чем вдохновило. Сложнейшие скрипичные фантазии на оперные темы (итальянские, французские, русские) временами звучали как попурри, легко — аж до легковесности. Создавалось впечатление, что утомленный славой мэтр снисходительно наигрывает перед неискушенной провинциальной публикой.
ИНТЕРЛЮДИЯ I: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУБЛИКЕ
Впрочем, почему бы и нет? Ведь подчас публика с радостью позволяет себя облапошивать. Речь идет, конечно же, не о завсегдатаях филармонических концертов, которых на мякине не проведешь. Сказанное относится, скорее, к «гостям» филармонического зала, зашедшим «на имя». Они готовы принять любую халтуру (не побоимся назвать вещи своими именами!) — и, ничтоже сумняшеся, устраивать овации стоя и оглашать зал криками «Браво!».
Вообще, сейчас стало модно не кричать «Бра-во» с ударением на последнем слоге (на французский манер), а, охватив голову руками, проникновенно и задумчиво проронить «браво...», будто внезапно пробудившись от волшебного сна. После некоторых таких вскриков хотелось подойти и спросить: «А что, собственно говоря, браво?» Неужели в зале начинает преобладать неразборчивая и провинциально экзальтированная публика, боящаяся, что ее обвинят в эмоциональной незрелости и неспособности к тонким движениям души? Неужели любой взмах смычка импозантного толстяка с огромным шлейфом регалий воспринимается как высшее откровение?!
ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ-2
Диаметрально противоположные воспоминания остались от выступления Марка Комонько в программе «Viva, Italia». Скрипач показал такой высокий класс исполнительства, такую культуру интерпретаций, такой уровень самоотдачи, что его концерт, без сомнения, стал кульминацией абонемента. Достаточно сказать одно: «на бис» была исполнена архисложная «Паганиниана» Альфреда Шнитке — произведение, которое само по себе может составить концертное отделение.
Как всегда мастерски выступил в бетховенском концерте Дмитрий Башкиров. Пианист, на интерпретациях которого воспитано не одно поколение музыкантов-профессионалов, остается все тем же — эмоционально напористым, взрывным, лидером, ведущим оркестр за собой и выкладывающимся в каждом концерте и в каждом произведении.
Концерты скрипичного и фортепианного абонементов обязательно включали «расхожие» произведения мировой классики. Так, Н.Дядюрой очень интересно была сыграна Шестая симфония Чайковского, Б.Которовичем — «Просветленная ночь» Шенберга, Р.Кофманом — «Воспоминания о Флоренции» Чайковского, С.Стадлером — «Пинии Рима», «Фонтаны Рима» и «Празднества Рима» О.Респиги. Но и здесь были досадные неудачи. Иначе не назовешь, например, интерпретацию Пятой симфонии Бетховена Н.Дядюрой в концерте, завершавшем сезон.
Пятая симфония Бетховена — сочинение настолько известное, что для того, чтобы взяться за его исполнение, нужно быть очень смелым человеком. И дело здесь не в технической сложности (кстати, оркестр Национальной филармонии не справился с ней отнюдь не по причине ее неисполнимости). Проблема состоит в ином — в том же самом легкодумном «наигрывании»; за этим небрежным наигрыванием кроется неуважение к слушателю, чреватое подменой критериев и, в конечном итоге, дилетантизмом в худшем смысле этого слова — не «дилетант-любитель», а «дилетант- непрофессионал», халтурщик.
Значительно ответственнее подошел к исполнению малеровских симфоний Владимир Сиренко. «ЗН» неоднократно писало об этом цикле, поэтому скажем одно: малеровский цикл наряду с лучшими абонементными концертами стал истинным украшением сезона, придав ему изысканно-академические черты.
ПЕРСОНЫ
Второй «направляющей» концертного сезона стали авторские вечера. Ведь музыкальная атмосфера сегодняшнего дня состоит не только из классико-романтического наследия, не только из современной академической музыки. Самыми запоминающимися в минувшем сезоне были авторские концерты Алемдара Караманова, Ивана Карабица и Владимира Рунчака.
Концерт Караманова для многих стал открытием музыки выдающегося крымского мастера. Если в ХVIII веке музыкальный центр Европы находился в маленьком провинциальном Мангейме, то не исключено, что будущие поколения признают музыкальным центром конца XX века Симферополь. И причина этому — музыка А.Караманова. Ожидавшие авангардистских изысков и эпатирующих звучаний, звуковых комбинаций и довления новых видов композиторской техники были жестоко разочарованы. Музыка Караманова лелеет вечные ценности — и для этого ей не нужно эпатировать либо каким-то особым образом выделяться. Она несет заряд искренней эмоции и направлена от сердца к сердцу.
В отличие от него, имя Ивана Карабица — в ряду первых в европейски ориентированном украинском культурном пространстве. Универсальный музыкант, яркий общественный деятель, живущий полнокровной творческой жизнью; фигура, достойно представляющая украинское музыкальное искусство за границей, лектор, пропагандист и удачливый менеджер — Иван Карабиц в авторском концерте предстал в первую очередь как Композитор. Хоровой концерт «Сад божественных песней», к сожалению, очень редко исполняющийся, обогатил сезон-2000 новыми смысловыми обертонами, аллюзиями к далекой эпохе украинского Барокко и не таким уж далеким семидесятым...
ХОР — ВСЕМУ ГОЛОВА...
Коль зашла речь о хоровой музыке, нельзя не вспомнить два в одном сезоне хоровых фестиваля «Золотоверхий Киев», детскую хоровую ассамблею и многочисленные концерты столичных хоровых коллективов. Хоровая музыка традиционно любима нашей аудиторией; у нее свой слушатель — «болельщик», хорошо знающий репертуар, разбирающийся в тонкостях хорового звучания, строе, постановке голосов. Этот сегмент сезона жил, на первый взгляд, своей автономизированной жизнью. Но это только на первый взгляд. На самом же деле, здесь происходили те же самые процессы: блестящие выступления одних (например, муниципального хора «Киев» под управлением Н.Гобдыча или детской хоровой капеллы «Дзв@@@@ночок», руководимой Е.Волковой), халтурные акции других (Хор национальной радиокомпании под руководством В.Скоромного, без преувеличения, проваливший кульминацию авторского концерта Е. Станкjвича); исполнение классики (капелла им.Ревуцкого, руководимая Б.Анткивым) — и озвучивание «свежих», только из-под пера композитора партитур (женский хор «Павана» НПУ им.Драгоманова, дирижер Л.Байда).
ДЖАЗ? КЛАСС!..
Филармонический сезон-2000 не ограничивался только академическими жанрами. И это правильно, поскольку граница проходит не по линии «легкое-серьезное», а по линии «искусство- неискусство». А то, что сегодня считается «легким», завтра может стать основой для «серьезного», даже — «академического». Лучшее подтверждение сказанному — масштабная акция «Київ-Травень- Джаз».
Два вечера сходились поклонники джаза в Колонный зал филармонии. Два фестивальных вечера солидные мэтры и пылкие неофиты вслушивались в этот таинственный феномен. Кульминация акции — выступление трио Энвера Измайлова из Бахчисарая; о, этот Энвер «из май лав» — блестящий каламбур гулял по залу. А до этого было не менее интересно: джазовый вокал Натальи Гуры, исключительная голосовая подвижность Джаз-квартета Валерия Колесникова. Не говорим уже о знаменитом «Джаз-экспромте», исполнившем джазовые обработки «Битлз». Такой себе получился оксюморон-коктейль — пылкие африканские ритмы соединились с холодноватой сдержанностью британских баллад...
Оксюмороном вообще дышала атмосфера джаз-сейшена. Рядом — организаторы: молодежное «XXI стол@@@@ття для України» — и солидный Фонд сприяння розвитку мистецтв. Рядом — музыканты разного возраста, одетые «фри стайл» — одни с показным безразличием, иные — с изысканной стильностью или же с подчеркнутой «филармоничностью»: фрак, белая бабочка. Рядом — скрипка, виолончель, баян, балалайка, ударная установка, контрабас. Рядом — танцевальные латиноамериканские, медитативные восточные и родные лирично-экспрессивные украинские мелодии. А над всем — общее: джазовый свинг.
ПОСТЛЮДИЯ
Не таким ли предстает в целом 136-й филармонический сезон? И не в этом ли его прелесть? Ведь в мире музыки всему есть место: и серьезной философской концепции, и безудержному веселью, и высокому профессионализму, и любительским развлечениям. Единственное, что чужеродно здесь — это халтура. Понадеемся же, что в следующем сезоне ее будет меньше.