Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им.И.К.Карпенко-Карого (более привычное название для сотен его выпускников — театральный институт им.Карпенко-Карого) отпраздновал свой 100-летний юбилей. Возвращаясь к истории, прежде всего следует вспомнить известного украинского композитора Николая Лысенко, который на свои сбережения и средства, полученные им на собственный юбилей, открыл в 1904 году в Киеве музыкально-драматическую школу. После смерти композитора школе присвоили его имя, а в 1918г. на ее базе был основан Музыкально-драматический институт им.Н.Лысенко. Путем его преобразования в 1934 г. появились два вуза — Консерватория им.
П.И.Чайковского и театральный институт, которому в 1945г. в честь 100-летнего юбилея корифея украинского театра было присвоено имя И. К. Карпенко-Карого.
К тому, что юбилей будет грандиозным празднованием, журналистскую братию начали готовить еще на пресс-конференции, проведенной солидно и с размахом. «Студия креативных технологий», занимавшаяся пиар-кампанией, разработавшая фирменный стиль и логотип учебного заведения и работающая со СМИ, подготовила внушительную пресс-папку. И хотя было досадно увидеть на соседних страницах пресс-релиза разные даты присвоения университету имени Ивана Карповича Карпенко-Карого, небезынтересной оказалась биографическая информация о нынешнем руководстве университета, а также о технологических подробностях деятельности концерна, выступившего генеральным спонсором празднования 100-летия университета. На той же пресс-конференции ректор университета, профессор А.И.Безгин высказал предположение, что даже Дворца «Украина» не хватило бы для желающих попасть на юбилейный вечер, что уж говорить о Театре
им.И.Франко, где планируется его проводить. Понятно, за 100 лет накопилось много выпускников. В «Студии креативных технологий», где представители СМИ получали аккредитацию, изрядно удивилась, когда на вопрос о пригласительном услышала фразу, мол, все журналисты будут стоять. Расстроилась, но прижала к сердцу бейдж определенного цвета, ведь у некоторых коллег он был цвета иного, что означало «без допуска в зал». Так себе, болтайся по фойе и там общайся, бери интервью, наслаждайся праздником. Конечно, можно было обидеться и вообще никуда не идти, но этот институт для меня альма-матер, так что амбиции отставлялись в сторону. Счастливые билетики мы получили в І ярус, и редакционному фотографу пришлось снимать оттуда. Но грустнее всего было то, что в зале Театра
им.И.Франко вовсе ситуации «яблоку негде упасть» не наблюдалась. Зная, что неприглашенными оказались многие актеры киевских театров — бывшие выпускники, да и нынешние студенты в большинстве своем не попали на такой знаменательный праздник родного университета, было очень жаль видеть пустые кресла зрительного зала.
Но праздник, конечно же, состоялся. Прошлое и нынешнее встретились на сцене. Исторические кадры кинохроники сопровождали действо. Зал приветствовал появление на экране людей, ставших гордостью украинского театрального искусства, интересно было увидеть тогда еще молодых преподавателей театрального. Вечер состоял из двух частей. На официальной по установившейся традиции юбилеев на сотрудников университета пролился дождь награждений разного ранга — от правительственных до церковных, и концертной, поздравительной. Во время официальной части на сцене находилось небольшое число преподавателей, остальные выходили из-за кулис, словно зная заранее, что их будут награждать, либо сидели в зале. Но как хотелось увидеть на сцене весь преподавательский состав университета, этих достойных людей, «которые нас учили и любили». Уверена, на сцене хватило бы места всем, да и праздник такой бывает раз в сто лет.
Слова любви и признательности к колыбели украинского театрального искусства прозвучали из уст множества поздравлявших, вечер продолжался больше четырех часов. Гора подарков и цветов стремительно росла, уже радостно потирали руки счастливые претенденты на 10 стипендий, учрежденных народными артистами Украины Б.Бенюком и А.Хостикоевым и Киностудией им.А.Довженко. Строили планы будущие выпускники, узнав, что в Киеве сооружаются новые театральные здания. В капустнике учли даже здание на Майдане Незалежности, названное в честь шекспировского театра «Глобусом».
В мире не счесть школ театрального искусства, но для выпускников киевской, конечно же, лучшая школа — университет
им.И.К.Карпенко-Карого. Все присутствовавшие желали и дальше успешно мыть золотой песок студенчества в поисках самородков. Остроумные капустные номера киевских театров — оперного, Русской драмы, Молодого, ТЮЗа, Театра на Левом берегу, оперетты, Театра
им.И.Франко, придуманные слегка поседевшими выпускниками театрального, прекрасно доказали, что самородки были, есть и будут. «Все проходит, искусство вечно» — вслед за актерами хочется это повторить и помочь сегодняшнему Константину Сергеевичу Станиславскому разобраться в злободневных вопросах, а то он читает предвыборные кандидатские программы и все восклицает привычно: «Не верю, не верю!» А Наполеон, правда, в украинских шароварах, как когда-то строит наполеоновские планы. На этот раз завоевания любви зрителя. Именно она — главная награда и бывших выпускников театрального, и будущих. Ради нее отдаются силы, шлифуется мастерство, ищется вдохновение.
Все члены огромного братства театрального университета на вечере получили памятный подарок — юбилейный значок университета. Во славу и процветание нашей столетней альма-матер. Будем помнить, что причастны к месту, где, как пошутили на капустнике, «штампуют скоморохов».