В Польше после президентских выборов с новой силой заговорили о смоленской катастрофе, которая произошла 10 апреля. Семьи погибших, политики и общественные организации требуют ответа на вопрос о причине аварии самолета, на борту которого погибли 96 пассажиров. Генеральный прокурор Польши признает, что расследование этой трагедии продвигается слишком медленно. Хотя со времени Смоленской катастрофы прошло три месяца, но о её причинах ничего не известно, убеждены политики оппозиционной польской партии «Право и справедливость», которые в субботу, 10 июля, пришли к президентскому дворцу, чтобы почтить жертвы трагедии 10 апреля. Политиков сопровождали члены польских общественных организаций, объединенных в «Движение 10 апреля».
Участники этого общественного движения утверждают, что не доверяют ни польской, ни русской комиссиям, расследующим смоленскую катастрофу. Мол, поскольку из России в Польшу передают только копии документов, не исключено манипулирование фактами.
«Движение 10 апреля» организовало необычную акцию памяти погибших под Смоленском. В центре Варшавы лентой выложили контур самолета Ту-154, условные места в котором заняли 96 человек. Минута молчания на символическом борту самолета намекала, что вопросов в деле больше, чем ответов.
Йоанна Потоцкая, одна из организаторов этого мероприятия отметила: «Мы обращаемся к властям Республики Польша с тремя требованиями. Во-первых, требуем создания международной технической комиссии по расследованию катастрофы. Во-вторых, возвращения того, что является собственностью Польши, т.е. остатков самолета, черных ящиков и всех других вещественных доказательств. А в-третьих, требуем, чтобы власти предоставили надлежащую опеку семьям жертв.
Развеять сомнения соотечественников пытается руководство польской комиссии по расследованию причин катастрофы. Генеральный прокурор Польши Анджей Серемет говорит, что в целом сотрудничество польской и русской комиссий хорошее. Однако, признает он, расследование трагедии затягивается.
В эфире информационного телеканала TVN-24 Серемет опроверг информацию, опубликованную в российских медиа, якобы российская сторона передала полякам все материалы расследования Смоленской катастрофы. Он подчеркнул, что польская сторона обратилась к российской с пятью запросами, однако россияне ответили только на один из них, и то частично. В частности в польских запросах говорилось, чтобы Россия передала Польше разбитый президентский самолет и черные ящики.
По словам польского генпрокурора, полякам пока не передали ни спутникового телефона Леха Качиньского, ни стенограмм разговоров по этому телефону. В России также остаются оружие, телефоны и компьютеры офицеров, охранявших президента Качиньского и погибших вместе с ним.
Вместе с этим, Серемет опроверг резонансную информацию, распространенную польскими медиа. Он говорит, что Польша не обращалась с запросом к американским специалистам по вопросам о возможности создания искусственного тумана над Смоленским аэродромом. Зато Серемет подтвердил, что по просьбе Польши американцы изучат вероятность совершения теракта с помощью электронного оружия.
«Результаты исследований, которые заключались в поисках следов классического оружия показали, что такое оружие не применялось. Вероятность террористического акта при применении других разновидностей оружия, в том числе оружия массового поражения, или же такого, которое на данный момент трудно идентифицировать, постоянно изучается», - отметил генеральный прокурор Польши.
Анджей Серемет считает, что правовых оснований для создания международной комиссии, которая расследовала бы смоленскую катастрофу, нет. По его мнению, создание такой комиссии свидетельствовало бы о недоверии к польским следственным органам.
Самолет Леха Качиньского разбился утром в субботу, 10 апреля, при заходе на посадку на аэродром "Северный" под Смоленском. Согласно предварительным данным, катастрофа произошла из-за плохой видимости. Сообщалось, что самолет задел крылом верхушки деревьев. В катастрофе погибли все пассажиры президентского самолета.По материалам Радио Свобода