UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский эксперт рассказал, как бороться с сомалийскими пиратами

Эффективно противостоять пиратским атакам в сомалийских водах можно с помощью размещения на торговых судах мобильных групп спецназа на период прохождения через опасные участки, а также путем введения запрета на использование скоростных лодок в международных водах северной части Индийского океана.

Эффективно противостоять пиратским атакам в сомалийских водах можно с помощью размещения на торговых судах мобильных групп спецназа на период прохождения через опасные участки, а также путем введения запрета на использование скоростных лодок в международных водах северной части Индийского океана.Об этом в статье для «Зеркала недели» заявил старший судовой механик, кандидат технических наук Анатолий Фока. По мнению моряка, создание специальных фондов для выкупа моряков может только стимулировать пиратов, которым безразлично, откуда берутся передаваемые им в качестве выкупа деньги. Защита конвоев с помощью военных кораблей является эффективной, но крайне дорогостоящей мерой, констатирует Фока. «Необходимо обеспечить военную защиту гражданских судов путем посадки на их борт (на время перехода судна в опасной зоне) служащих спецназа. По моему мнению, достаточно иметь на судне группу в семь человек. Их вооружение — персональные автоматы, два гранатомета и наличие бронежилетов. Два человека (по одному с каждого борта) будут постоянно обеспечивать контроль за ситуацией», - предполагает моряк. По мнению Фоки, такая форма охраны будет весьма эффективна — пираты уже не будут уверены в беззащитности любого судна, даже если оно идет без конвоирования военными кораблями. «В комплексе для организации такой охраны достаточно поставить небольшие базовые суда для размещения спецназа. Такие суда должны быть установлены в трех (на сегодняшний день) точках: Баб-эль-Мандебский пролив, северная оконечность острова Мадагаскар, у берегов Омана в месте входа в Оманский залив. Не исключено, что такие меры заставят пиратов уйти в зону Индийского океана, тогда нужно будет установить еще одно базовое судно — у южной оконечности Индии», - предполагает моряк. Финансово, по мнению Фоки, такое решение во много раз дешевле, чем конвоирование судов. По расчетам эксперта, если оплачивать служащих спецназа в размере 100 долларов в сутки, то за один переход судна через опасную зону судовладельцу нужно будет уплатить порядка 5—7 тысяч долларов. «Сюда входят расходы на содержание базовых судов за сутки эксплуатации порядка одной тонны топлива (сравните с расходом топлива для военного корабля, участвующего в конвоировании судов, порядка 40—60 тонн). При условии получения денег за работу транспортного судна в размере 5—15 тысяч долларов в сутки судовладелец расстанется всего лишь с однодневным заработком», - уверен Фока. Вторая составляющая концепции борьбы с пиратами, по мнению моряка — введение запрета на использование скоростных лодок в международных водах северной части Индийского океана. «Об этом должно быть объявлено в СМИ окружающих зону стран: нарушители запрета будут арестовываться и принудительно направляться на берег, а сами лодки уничтожаться. Ни в коем случае лодки не должны конфисковываться: через три дня у них появятся новые владельцы. Поэтому — только уничтожение», - заявил Фока. Такой подход к борьбе с пиратством он объясняет тем, что для рыбной ловли достаточно лодок со скоростью пять-шесть узлов. Такие лодки абсолютно безопасны для современных транспортных судов, развивающих скорость в 10—25 узлов. Подробнее читайте в статье Анатолия Фоки «Вялотекущая партия сомалийского пиратского гамбита» в свежем номере «ЗН».